Образование древнейшего государства

Развитие сельского хозяйства, главным образом земледелия, основанного на искусственном орошении, возникновение металлургии и распространение меновой торговли повлекли за собой рост производительных сил и необходимость увеличения рабочей силы. Имущественное расслоение внутри земледельческих общин привело к выделению родоплеменной знати, начавшей эксплуатировать труд рабов.

Становлению земледелия благоприятствовало плодородие почвы, обилие воды и естественных удобрений, которые приносили реки. Однако нужен был упорный труд, чтобы превратить болотистые области в земледельческие районы. Изначально надо было осушить сплошные болота, а затем регулировать разливы рек, создав систему искусственного орошения. Поэтому первые общины, образовавшиеся на территории южной части Месопотамии, вынуждены были заняться устройством сети ирригации.

В некоторых частях Нижней Месопотамии почва была уже в значительной степени обработана и щедро кормила многочисленное и трудолюбивое население. Судя по тому, что развалины таких крупных городов, как, например, Ларса и Урук, находятся всего лишь в 24 км друг от друга, плотность населения была довольно значительной.

Особую роль в жизни шумеров играла финиковая пальма. Она считалась у жителей Двуречья священным деревом. В связи с культом финиковой пальмы появляется легенда о «дереве жизни»; соответствующие изображения долго сохранялись на печатях шумеро-аккадской эпохи.

Развитие ремесел в древнейшей Месопотамии сильно тормозилось отсутствием важнейших видов сырья. Так, в южной части Двуречья не было ни металла, ни достаточного количества хорошего дерева и камня. Поэтому здесь очень широко пользовались глиной. Из глины делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, литейные формы, скамьи, печати, веретена, светильники, погребальные ящики, статуэтки. Уже в древнейшие времена из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Наконец, из глины изготовляли и главный строительный материал — кирпич, примешивая к глине рубленый камыш или солому. Этот кирпич иногда просто просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальных печах.

Дерево встречалось в Месопотамии редко и поэтому высоко ценилось. На большую стоимость дерева указывает обычай арендовать дом без деревянных частей. Арендатор обычно привозил с собой все деревянные части дома и, покидая дом, увозил их вместе со своим имуществом. Из дерева жители древней Месопотамии делали оружие (луки и стрелы), орудия труда (мотыги, плуги, серпы), повозки, колесницы и корабли. Дерево часто заменяли камышом или тростником. Им пользовались для изготовления плетеных вещей, в качестве строительного материала, а также при кораблестроении.

Из кожи делали упряжь, обувь, шлемы, панцири, колчаны, а в позднюю эпоху — даже особый писчий материал. Ткани ткались из льна и шерсти. Кожевенное производство и изготовление шерстяных тканей прочно связало Шумер со степными районами, где активно развивалось скотоводство.

Предметы из железа попадаются во время раскопок крайне редко. Железо привозили из далеких областей Закавказья или Малой Азии — древних очагов металлургической, в частности железоделательной, техники.

В древнейших общинах Южной Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. почти все производившиеся продукты потреблялись на месте. В архиве храмового хозяйства Урука архаической эпохи сохранились документы на выдачу зерна, хлеба, пива и других продуктов разным людям, имена которых иногда точно указываются. В других крупных хозяйствах в эпоху Ура работникам также платили натурой: зерном, маслом, финиками, пивом, иногда шерстью, Подати, повинности и дань уплачивались чаще всего продуктами сельского хозяйства. Прочно сохранялся обычай производить оценку земли, шерсти, масла, рабов и мелких предметов при помощи зерна.

Древние общины, во главе которых стояли общинные советы, с течением времени превратились в более крупные общественные образования типа военных демократий. Вся власть в них номинально еще принадлежала народным собраниям, но фактически всем управляли главы наиболее богатых и знатных родов, из среды которых выходили жрецы, ведавшие храмово-общинным хозяйством. Плодородие всецело зависело от благосклонности богов и грамотного постоянного управления всей сложной системой ирригации, поэтому жрецы были главными хранителями мелиоративных знаний – «священными инженерами».

Аристократия, которая занимала высшие общинные должности и сосредоточивалась вокруг общинного храма — центра хозяйственной жизни и управления, вероятно, уже передавала должности по наследству. Наименее обеспеченные слои общинников превращались в бедняков и даже в рабов. Появились древнейшие социальные термины, обозначавшие богачей, владевших землей и патриархальными рабами — это «большие» люди (лугаль). Им противостояли свободные члены сельских общин.

Главы аристократических родов составляли советы старейшин, из числа которых выдвигались военачальники и выборные правители. Далекие воспоминания об этой промежуточной стадии военной демократии сохранились в древнешумерских эпических поэмах, например, в поэме «Гильгамеш и Акка».

Судя по документам (III тыс.до н.э.), это были очень маленькие, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители аристократии, носившие древний полужреческий титул «патэси» (энси).

Главной формой хозяйства в это время было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из главных хозяйственных функций древнейшего государства была организация и сохранение в порядке ирригационной сети. Правители и цари древнейших государств Месопотамии в своих надписях с гордостью говорят о своих заботах относительно развития искусственного орошения. Так, Урукагина, царь Лагаша, сообщает о сооружении им канала и водохранилища. А в надписи Римсина, царя Ларсы, говорится, что царь выкопал канал, «который снабдил питьевой водой многочисленное население... который дал изобилие зерна... вплоть до берега моря». Он его выкопал и превратил эту область в земледельческий район.

В сохранившихся документах упоминаются различные оросительные работы: регулирование разливов рек и каналов, исправление повреждений, причиненных наводнениями, укрепление берегов, наполнение водоемов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки каналов шумерской эпохи сохранились во многих местах, например, в области древней Уммы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: