Тема 12. Методы организационной самодиагностики

Под самодиагностикой будем понимать установление признаков, характеризующих состояние организации, проводимое ее работниками. Самодиагностика приводит к самоанализу работников организации и нейтральна по отношению к консультанту. Внешне она эффектна и способствует саморазвитию работников.

Рассмотрим три приема: образ организации, коллекция ошибок и ориентация организации.

Образ организации. У каждого работника есть свой образ организации, в которой он работает. Сочетание этих образов дает разностороннее представление об организации не только консультанту, проводящему эту работу, но и всем участникам самодиагностики.

Процедура формирования образа организации заключается в том, что каждому участнику групповой работы предлагается на листе бумаге изобразить зрительный образ, с которым у него ассоциируется организация. По истечении определенного времени, консультант вывешивает на доске поочередно рисунки и просит присутствующих прокомментировать образ организации и комментирует сам. Например, что можно сказать об организации, зрительный образ которой представляет собой корабль, севший на мель, команда которого спасается на плотах, а капитан на палубе играет в теннис?

Обстановка анонимного художественного творчества и активного высказывания интерпретаций сплачивает и расслабляет участников групповой работы.

Важно, чтобы работники организации путем размышлений и самоанализа смогли из обсуждаемых изобразительных метафор составить для себя совокупный образ организации.

Коллекция ошибок. Анализируя обширную практику по управлению, А.И. Пригожин составил целую коллекцию управленческих ошибок, которая приведена в таблице 24.

Целесообразно предложить участникам групповой работы, которые являются одновременно и руководителями разных уровней, выделить те ошибки из числа приведенных в таблице, которые можно было бы поместить в таблицу 25 (по две-три в каждый столбец). При этом работа над списком ошибок и их классификация позволяют участникам групповой работы как бы взглянуть на себя со стороны и оценить.

Ориентация организации. Анализ признаков ориентации организации заключается в оценке таких важных характеристик организации как инновационность и инициативность персонала; сосредоточенность работников на решении внутриорганизационных проблем; иерархичность и уважение к власти; ориентация на рынок, на клиента.

Для подобной оценки необходимо рисунок 17 дополнить следующим содержанием. В обозначенных квадрантах необходимо удлинить или укоротить векторы (выделены жирными линиями) в соответствии со сравнительной силой названных там признаков применительно к Вашей организации. При этом желательно пользоваться цветным фломастером (тонкими линиями выделены контуры направленности). На рисунке показано, что для организации, взятой в качестве примера, иерархичность и уважение к власти выражено меньше обычного.

Таблица 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: