Сохранность функции слухового анализатора обеспечивается прежде всего профилактическими мероприятиями в -семье, дет«ском саду и школе. Нарушения слуховой функции проще предотвратить, чем вылечить. Особенно следует оберегать слух детей от вибрационных и акустических травм, от попадания' инородных тел в наружное ухо, инфекций, контакта с химическими ядами, некоторыми лекарствами и другими агентами, наносящими вред органу слуха.
Одним из важных гигиенических правил является содержание ушей в чистоте. В наружном слуховом проходе часто скапливается грязь и ушная сера. В этой связи следует систематически (ежедневно) производить осмотр ушей у детей, поскольку грязь и накопление ушной серы может вызывать раздражение и зуд, от которых дети пытаются избавиться, -применяя твердые и острые предметы (карандаши, ручки, шпильки и др.). При этой манипуляции дети могут внести инфекцию, поранить слуховой проход и барабанную перепонку. Содержание ушей в чистоте — одно из важных гигиенических правил, которое должно постоянно соблюдаться.
|
|
Дети нередко болеют воспалением среднего уха (отитом),который возникает при различных инфекционных и простудных заболеваниях. Микробы часто проникают через слуховой проход из носоглотки. При жалобах ребенка на боль в ушах его необходимо показать врачу-специалисту. Воспалительный процесс при отите может привести к тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, а также затронуть и поразить барабанную перепонку, что способствует притуплению и потере слуха.
Снижение слуха может наступить в результате физического и умственного напряжения и утомления. Утомление слуха проявляется в повышении слуховых порогов и понижении слуха. Часто • утомление вызывается сильными звуками, что может привести к стойкому понижению восприятия звуков высоких тонов, снижению работоспособности, ухудшению ч точности, согласованности, координированности движений и т..д. Поэтому легче предотвратить утомление и перенапряжение, чем рисковать здоровьем детей или длительно ждать восстановления слуха у них.
Гигиенические требования к аномальным детям должны быть сведены к соблюдению строгого учебного режима в школе, правильного распорядка дня в семье, к организации сохранения слуха и другим мероприятиям.
ЛИТЕРАТУРА
Велицкий А. П. Методика исследования слуховой функции.— М., 1972.
Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста.— М., 1969.
Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма.—М., 1986. -
Лихачев А. Г. Справочник по оториноларингологии.— М., 1981.
Пальчук В. Т., Преображенский Н. А/ Болезни уха," горла, носа.—М., 1978.