Осязательные представления

В процессе восприятия предметов на основе осязания и тактильной чувствительности у детей формируются представления о форме, объеме, размере и качестве предметов. Осязательное подражание детей взрослым при действии с предметами воссоздает образность предметного мира у слепых, а также обогащает их


опыт для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе — использованию прошлого опыта. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения задерживается развитие действий с предметами, например, шнурование ботинок, пользование ложкой, ножницами, карандашом и т. д. У этих детей характер знаний и представлений о внешнем мире может быть иным, чем у зрячих детей того же возраста. Анализ правильных узнаваний образов предметов свидетельствует, что число правильных ответов увеличивается с 27,7% в младшей группе до 74,8% в старшей группе дошкольников (Л. И. Солнцева), что указывает на роль возраста в формировании представлений. Значительное сужение сферы действий наблюдается у детей, которые находились в домах ребенка или в семьях, где с детьми развитием осязания и формированием бытовых навыков и действий всерьез не занимались (Л. И. Солнцева).

При формировании представлений важно учитывать такие виды кожной чувствительности, как тактильную и температурную, болевую и вибрационную. Использование всех видов кожной чувствительности расширяет и обогащает объем представлений, их образность о предметах, явлениях и их взаимосвязях. Помощь родителей и воспитателей в формировании представлений в младшем дошкольном возрасте особенно необходима. Знакомство детей с этими видами кожной чувствительности и формирование на их основе представлений имеет не только познавательное значение, но важное значение для сохранения здоровья детей и механизмов их саногенеза.

В школе слепые и слабовидящие дети встречаются с иными условиями предметно-практической деятельности. Предметы, которые изучают дети в школе, определяют характер развития восприятий и представлений слепых и слабовидящих. Общий объем представлений у учащихся специальных школ, сформированных на осязательном и других видах восприятия, растет от начальных классов к старшим. Изменяется также и качественная характеристика представлений, что заметно выражается в обобщенности, образности, точности и понятийности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: