Психогигиена в обучении

Перед психогигиеной применительно к обучению встает ряд проблем по отражению специфики гигиены и охраны зрения, организации учебного процесса, труда и быта слабовидящих детей. В этой связи психогигиенический контроль должен осуществляться за характером аномалий развития зрительной системы детей, созданием оптимальных условий для обучения, применением специального оборудования и технических средств (диапозитивов, дисплеев), специальных цветных наглядных пособий, кинофильмов и т. п. Все это повышает продуктивность зрительной системы в процессе обучения и способствует развитию психической деятельности детей с глубокими нарушениями зрения.


Важная роль принадлежит психогигиене умственного труда в школе. Поэтому следует научить детей правильно заниматься умственным трудом, создать такую организацию труда, чтобы избежать переутомления и нервных срывов.

Умственный труд продуктивен в первую половину дня, его продолжительность определяется возрастом детей, сохранностью зрительных функций и других анализаторов, оптимальностью ритма, отсутствием различных отвлекающих факторов (шум, музыка), чередованием его с физкультурой, прогулками и активным трудом.

Важным видом психогигиены является спорт. Он необходим всем детям для сохранения физического и психического здоровья.

Большими психогигиеническими возможностями располагают трудовое обучение и профессиональная ориентация. Дети должны представлять свои возможности в выборе будущей специальности. Их воспитание должно идти в таком направлении, чтобы не возникло противоречия между установкой на цели (особенно которых невозможно достигнуть) и действительным результатом по причине нарушения зрения. Феномен «утраченных иллюзий» может нанести непоправимый урон психическому здоровью детей.

Отметим, что для слепых и слабовидящих существуют большие возможности: они могут достигнуть значительных результатов в области математики, социологии, философии, психологии, музыкального искусства, литературы и во многих производственных отраслях.

ЛИТЕРАТУРА

Бюрклен К. Психология слепых.— М., 1934.

Любинская ЧС. М. Аутогенная тренировка для лиц с глубоким нарушением зрения.—М.: ВОС, 1984.

Мясищев В. Е., Карвасарский Б. Д., Либих С. С., Тонконогий И. М. Основы общей и медицинской психологии.— Л., 1968.

Петровский А. В. Личность//0бщая психология.— М., 1986.

Хрусталев С. А., Гильд С. А., Боброва Л. И. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих.— М,, 1986,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: