- Долг
- Желание
- Идеал
- Интерес
- Мотив
- Мотив учебный
- Мотив достижения успеха
- Мотив избегания неудачи
- Мотивационная сфера личности
- Мотивы познавательные
- Мотивы социальные
- Мотивы учебные
- Намерение
- Побуждение
- Потребности
- Потребности познавательные
- Притязание
- Стремление
- Установка
- Цель
Вопросы для самопроверки
- Дайте характеристику мотивации как психологической категории.
- В чем суть проблемы определения мотивов?
- Назовите основные трактовки мотива.
- Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?
- Как соотносятся следующие понятия: "мотив", "мотивация" и "мотивационная сфера личности"?
- Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.
- Назовите основные источники учебной мотивации.
- Какие группы учебных мотивов выделяет М.В. Матюхина?
- Приведите классификацию учебных мотивов по А.К. Марковой.
- Назовите характеристики и функции учебной мотивации.
- В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся?
- Какие типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся выделяет А.К. Маркова?
- Сравните содержательные и динамические качества мотивов.
- Какими факторами определяется учебная мотивация?
- Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.
- Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.
- Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов.
- В чем суть проблемы мотивации достижения успеха?
- Как трактуется мотивация достижения в теории мотивации Аткинсона?
- Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии?
- Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи.
- Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.
- В чем суть феномена "обученной беспомощности"?
- Назовите основные этапы формирования учебной мотивации по Л.М. Фридману.
- Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения.
- Какие этапы становления могут проходить мотивы всех видов и уровней по А.К. Марковой?
- В чем трудности изучения учебной мотивации?
- Какие методы, по А.К. Марковой, являются наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя?
Список литературы
|
|
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
- Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. Вып. 2.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
- Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.
|
|