Для обеспечения возможности понимать эмоционально-символические формы выражения детей преподавателей, консультантов и воспитателей необходимо обучить коммуникативным навыкам. Объем эмоционально-символического материала, который находится в распоряжении ребенка, нередко зависит от чуткости и мастерства взрослого. По прошествии ряда лет я установил пригодность для практического применения некоторых концепций Акслина (1947), Баруха (1949),Жино (1972) и Гордона (1970).
1. Вера в то, что беседы с детьми об их проблемах и чувствах помогают детям.
2. Активное наблюдение, слушание и восприятие слов и поступков ребенка. Этот подход предполагает внимательное отношение к текущей ситуации, в которой находится ребенок, и к способу восприятия мира ребенком.
3. Использование новых формулировок, т. е. зеркальное
отображение когнитивного содержания суждений ребенка.
Цель этого приема состоит в том, чтобы дать ребенку понять,
что его слушают, и таким образом поощрить его к дальнейшей
беседе.
|
|
4. Селективное использование вопросов. Лучше повторить
высказывание ребенка, чем спросить «почему?». Эго ребен
ка еще не достигло зрелости, и поэтому ему трудно выразить,
почему он сделал что-либо. Обычно на наш вопрос мы получаем ответ: «Я не знаю». Вместо этого можно попросить ребенка дать описание: «Что ты сделал?»
В работе с детьми можно использовать подход, который заключается в описании увиденного и использовании символов и образов в качестве основной темы для постановки вопросов. Например, описывая рисунок, можно сказать: «Я вижу горящий дом, людей, выбегающих дома, и приближающегося бурого медведя. Интересно, что эти люди думают... (здесь необходимо дать ребенку возможность высказаться)...чувствуют... что медведь думает... чувствует... интересно, что произойдет с домом... людьми... медведем...»
5. Использование отображения чувств носит более глубо
кий характер, чем использование новых формулировок, и
передает скрытые чувства. Этот метод предполагает вербали
зацию эмоционального чувства, которое в скрытом виде содер
жится в высказывании или рисунке ребенка. Задача такого
отображения чувств состоит в том, чтобы превратить бессозна
тельное (подсознательное) в сознательное и показать ребенку,
что его чувства находят понимание (т. е. выразить эмпатию):
Ребенок: «Я ударил его по лицу, потом по животу, а потом ударил ногой».
Взрослый: «Ты по-настоящему рассердился на Билли и хотел сделать ему больно».
6. Использование самости предполагает использование
преподавателем своих чувств, интуиции, восприятий и их
вербализацию для ребенка. Например, в приведенном диало
ге преподаватель мог бы добавить: «Ты по-настоящему огор
чился, когда Билли разрушил твой дворец из кубиков. Инте
ресно, не мог ли ты иным способом дать ему понять, что ты
чувствовал?»
|
|
Использование самости также предполагает, что преподаватель может описать увиденное и сообщить о своих чувствах: «Джонни! Когда я вижу, как ты носишься вокруг, дергаешь девочек за волосы, кричишь и визжишь, это вызывает у меня огорчение, головную боль и раздражение. Я хочу, чтобы ты прекратил это и пошел поиграть с барабаном».
7. Использование эффективных ограничений означает,
что преподаватель вербализует свою непроизвольную родитель
скую функцию. Преподаватель четко определяет ограничения и
последствия, которые наступят, если ребенок их нарушит. Последствия должны иметь непосредственный и кратковременный характер. Они не должны подкреплять негативное поведение.