Оценка данных по каждому ребенку производилась на основе классификации и анализа рисунков и высказываний.
Классификация. Для осуществления классификации данных были привлечены три школьных консультанта, прошедших специальную подготовку в области тестирования и применения проективных методов. Консультантам предложили распределить материал по двум стопкам (для благополучных и неблагополучных детей) на основе:
а)рисунков;
б) первых высказываний ребенка о розовом кусте;
в) сочетания детских рисунков и первых высказываний.
Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе
разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих характеристик относятся взаимозависимости между ритмом иправилом, сложностью и простотой,, расширением и сжатием, интеграцией и дезинтеграцией.
«Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения. «Правило)» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механически. «Сложность» относится к полному или подробному — рисунку, а «простота» — к отсутствию деталей и скудной дифференциации, которые свидетельствуют о наличии регрессии или фиксации на ранних стадиях психологического развития. -"" «Расширение» отражает ощущение распахнутости в рисунках. «Сжатие» отражает ощущение скрупулезной мелочности и тесноты. «Интеграция» передает ощущение целого, в кото - ром все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных
|
|
друг с другом предметов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства.
Анализ высказываний. После получения всех ответов на вопросы, заданные после рисования и мысленного представления образа розового куста, исследователь провел ряд дескриптивных сопоставлений между высказываниями благополучных и неблагополучных детей. Эти высказывания были распределены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные.
Результаты
Основу общих характеристик составили наблюдения, сделанные исследователем в процессе беседы, занятий рисованием и опроса после рисования.
Подход к рисованию. 19 из 20 детей не испытывали никаких колебаний и без промедления приступили к рисованию. Обе группы (благополучных и неблагополучных детей) стремились хорошо выполнить порученное дело, тщательно подбирая цвет и концентрируя внимание на непосредственной задаче. Один ребенок (неблагополучный) не проявлял интереса к рисованию и вел себя отчужденно и замкнуто.
|
|
Первоначальное размещение предмета. 8 из 10 благополучных детей начали рисовать с середины листа бумаги. 7 неблагополучных детей начали рисовать с нижней части листа.
Перспективное изображение розового куста. Соотношение между размером розового куста и остальной частью картины не отличалось на рисунках обеих групп. 6 благополучных учеников нарисовали розовый куст с соблюдением перспективы, причем один ученик нарисовал куст очень маленьким, а другой очень большим. 4 неблагополучных ученика правильно использовали перспективу, хотя трое нарисовали очень большие рисунки, а трое — очень маленькие. Эти результаты позволили поставить под сомнение предположение Боландера (1977) о том, что здоровые дети с адекватной адаптированностью помещают центральную фигуру в правильную перспективу.
Цветовой анализ. В процессе рисования обе группы использовали цветные карандаши, причем ни одна группа не злоупотребляла каким-либо определенным цветом. Два ученика (один благополучный и один неблагополучный) не раскрасили свои рисунки.