Анализ данных

Оценка данных по каждому ребенку производилась на ос­нове классификации и анализа рисунков и высказываний.

Классификация. Для осуществления классификации дан­ных были привлечены три школьных консультанта, прошед­ших специальную подготовку в области тестирования и при­менения проективных методов. Консультантам предложили распределить материал по двум стопкам (для благополучных и неблагополучных детей) на основе:

а)рисунков;

б) первых высказываний ребенка о розовом кусте;

в) сочетания детских рисунков и первых высказываний.
Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе

разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих характеристик относятся взаимозависимости между ритмом иправилом, сложностью и простотой,, расширением и сжатием, интеграцией и дезинтеграцией.

«Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное дви­жение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения. «Правило)» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механически. «Сложность» относится к полному или подробному — рисунку, а «простота» — к отсутствию деталей и скудной диф­ференциации, которые свидетельствуют о наличии регрессии или фиксации на ранних стадиях психологического развития. -"" «Расширение» отражает ощущение распахнутости в рисун­ках. «Сжатие» отражает ощущение скрупулезной мелочности и тесноты. «Интеграция» передает ощущение целого, в кото - ром все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбиниро­вать и организовывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных


друг с другом предметов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства.

Анализ высказываний. После получения всех ответов на вопросы, заданные после рисования и мысленного представле­ния образа розового куста, исследователь провел ряд дескрип­тивных сопоставлений между высказываниями благополуч­ных и неблагополучных детей. Эти высказывания были рас­пределены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные.

Результаты

Основу общих характеристик составили наблюдения, сде­ланные исследователем в процессе беседы, занятий рисовани­ем и опроса после рисования.

Подход к рисованию. 19 из 20 детей не испытывали ника­ких колебаний и без промедления приступили к рисованию. Обе группы (благополучных и неблагополучных детей) стре­мились хорошо выполнить порученное дело, тщательно подби­рая цвет и концентрируя внимание на непосредственной зада­че. Один ребенок (неблагополучный) не проявлял интереса к рисованию и вел себя отчужденно и замкнуто.

Первоначальное размещение предмета. 8 из 10 благопо­лучных детей начали рисовать с середины листа бумаги. 7 не­благополучных детей начали рисовать с нижней части листа.

Перспективное изображение розового куста. Соотноше­ние между размером розового куста и остальной частью кар­тины не отличалось на рисунках обеих групп. 6 благополуч­ных учеников нарисовали розовый куст с соблюдением пер­спективы, причем один ученик нарисовал куст очень маленьким, а другой очень большим. 4 неблагополучных ученика правильно использовали перспективу, хотя трое на­рисовали очень большие рисунки, а трое — очень малень­кие. Эти результаты позволили поставить под сомнение предположение Боландера (1977) о том, что здоровые дети с адекватной адаптированностью помещают центральную фи­гуру в правильную перспективу.

Цветовой анализ. В процессе рисования обе группы ис­пользовали цветные карандаши, причем ни одна группа не злоупотребляла каким-либо определенным цветом. Два учени­ка (один благополучный и один неблагополучный) не раскра­сили свои рисунки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: