Обсуждение

В начале занятий Джеймс был тих и робок. Полностью по­грузившись в создание своих композиций и картин, он не об­ращал внимания на консультанта. Постепенно робость поки­нула его, и он стал рассказывать консультанту о своих снах и композициях из песка.

Композиции из песка отражали динамику перехода от хаоса к борьбе и далее к исходу. Начальная стадия хаоса свидетельст­вует о сумятице чувств в душе Джеймса: многие чувства переме­шаны и переплетены друг с другом. Он не может использовать энергию реактивного самолета (символа адаптивной динамики во внешнем мире) и Пегаса (символа внутренней силы) в своей жизни. Негативные внешние силы (символизируемые змеями) контролируют жизнь Джеймса. Его эго находится во власти пси­хологических страданий (Allan, 1978). На следующем занятии отмечается начало постепенного процесса дифференциации,


Рис.11.5. Исход: освобождение Пегаса

упорядочивания и разделения различных эмоций, олицетворяе­мых самолетами, грузовиками и машиной «скорой помощи». Животные занимают пассивную позицию (т. е. они лежат нич­ком). Исключение составляют крокодил, змея и тигр, олицетво­ряющие три агрессивные силы. Постепенно появляются члены семьи, «помощники» и символы вегетативной и инстинктивной жизни. Восстанавливаются порядок и идентичность (король и канадский флаг). Семья выглядит более сплоченной. Детей обычно привлекает один значимый символ, который на протя­жении всего курса лечения появляется, исчезает и вновь появ­ляется (Allan, 1986). Пегаса, разумеется, невозможно увидеть, так как он олицетворяет здоровую сущность духа мальчика, ко­торый теперь возродился в его душе.

Лечение закончилось одновременно с окончанием школь­ных занятий. Контрольная консультация указывала на смяг­чение агрессивно-импульсивных форм поведения и развитие навыков общения. Свою энергию Тим направил на занятия ис­кусством и футболом.

Выводы

Игра с песком как методика консультирования учеников начальной школы может применяться консультантами, про­шедшими начальную подготовку в области игровой терапии.


Калфф (1981) предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя ин­терпретировать. Консультант должен выполнять роль внима­тельного зрителя. Позиция консультанта — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и акти­визирует возможности самоисцеления, заложенные, как счи­тал Юнг (1964), в человеческой психике.

Консультирование с использованием игры с песком требует от консультанта отдачи всех сил. Оно не знает возрастных гра­ниц. Его можно использовать в работе с двухлетними детьми и взрослыми всех возрастов. Освобождение подавленной энер­гии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и даль­нейшее обучение.


Приложение А

Розовый куст: направленная фантазия

Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что происходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот, нос и движется дальше в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на берег... Каждая волна приносит вам успокоение.

Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тя­желеет... Тяжесть распространяется по руке и доходит до кончи­ков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувствуете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступ­ни... Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она на­ливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью...

Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах (пауза)... помес­тите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними (пауза)... ис­следуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и обра­зы, и их вы тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумайте, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять сосуд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они растекаются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...

Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Какой ты куст?.. Большой?.. Маленький?.. Широкий?.. Высо­кий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя


стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Где вы находитесь?.. Во дворе?.. В парке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. По­среди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то? Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Живот­ных?.. Людей?,. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-ни­будь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами уха­живает?.. Какая теперь погода?

Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забы­вайте, что вы — розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами.

Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изо­бразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? От­кройте глаза и нарисуйте розовый куст.


Приложение Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: