Выделяют 2-е формы работы с родителями:
1) Индивидуальная форма происходит на начальных этапах консультирования. Предпочтительна, когда ситуация очень сложна и не может обсуждаться в групповых занятиях. Либо индивидуально-типологические особенности родителей не располагают к групповой работе.
2) Групповая, рекомендована когда родители эмоционально принимают своего ребенка, но сами испытывают трудности в общении. Рекомендуется специальный родительский тренинг или психо-терапевтические группы по решению проблем самих родителей. Предпочтительнее групповые формы. Цель - улучшение детско-родительских отношений при определенных категорий проблем: непонимание родителями базовых факторов развития ребенка.
Может осуществляться в форме:
· Консультация по частным проблемам (обсуждение).
· Специально-организованный родительский тренинг.
· Психо-терапевтическая группа для решения проблем самих родителей.
1) Ведется в группе, обсуждается наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации, модели выхода либо приспособления, без анализа лежащих в их основе психологических проблем.
|
|
2) Цель – повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания, скрытого переживания.
Значение:
1) В тренинге легче формируются навыки и умения.
2) Родители лучше ориентируются в решении тех или иных проблем.
3) Повышение коммуникационной компетентности родителей и осваивание навыков эмпатичного слушания.
Эмпатическое слушание базируется на 3-х основных принципах:
1) Во всех ситуациях родители должны поддерживать позитив в ребенке.
2) Не ранить его достоинство, поддерживать позитив. «Я-образ» у ребенка.
В общении с ребенком родители всегда должны говорить о поступке, но не в коей мере о личности и характере ребенка, следует избегать диагноза, прогноза личностной судьбы. Похвала и порицание строится по следующему принципу: вместо готовых оценок должно быть развернутое описание усилий, действий, их результатов и следствий, а выводы и оценки должны быть предоставлены самому ребенку.
3) Взрослый всегда должен выступать инициатором кооперации. Должен предложить ребенку совместно проанализировать ту или иную ситуацию и предложить все варианты решения проблемы, чтобы ребенок мог выбрать наиболее адекватные принципы взаимодействия.