Где был Петя?

Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматри­вать детский сад. А вот куда он заходил и что там уви­дел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказы­вать вы все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию».

Если дети уже знакомы с играми «Отгадай-ка», «Ма­газин», «Радио», они должны самостоятельно, без помо­щи воспитателя дать описание отдельных комнат и труда взрослых детского сада.

Приводим примерные описания, данные детьми: «Пе­тя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная). «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)

Воспитатель предупреждает детей, что надо описы­вать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.

Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог уви­деть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описы­вают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.

Воспитателю необходимо активизировать словарь де­тей, предлагая назвать одно и то же различными слова­ми. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами: в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было про­хладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспи­татель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

Воспитатель подтверждает правильность ответов де­тей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно на­звать по-разному».

Вариант 3. Можно предложить более сложный ва­риант. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами хорошо знаем наш город (или район), мы ходили с вами на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел. А мы отгадаем». Дети рассказывают о библиотеке, шко­ле, кинотеатре, главной улице и т. д.

Воспитатель помогает детям выделить наиболее су­щественные отличительные черты описываемого объекта, уточняет знания детей. Например, Ира дала такое опи­сание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с кни­гами, люди стояли и рассматривали их». По этому опи­санию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рас­сказ ребенка: «Книги там продавали или выдавали?» — «Выдавали». —«Куда же попал Петя?» Дети отвечают:

«В библиотеку». — «Что же было главным в описании Иры?» — спрашивает педагог. «То, что книги там выда­вали». — «Кто выдавал книги?» — «Библиотекарь». — «А кто продает книги?»—«Продавец». — «Где работает продавец?» — «В магазине». Так воспитатель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.

Можно использовать и другие варианты.

Вариант 4. Воспитатель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы он мог там увидеть.

Например, было дано такое описание: «Петя приехал к бабушке. Пошел с ней гулять и увидел длинный-длин­ный сарай, в нем было много свиней. Там их кормили, они ели и хрюкали». Дети отвечают: «Петя побывал в колхозе».

Воспитатель, активизируя мышление детей, их сло­варь, предлагает подумать, можно ли ответить по-друго­му. Дети дают такие ответы: «Петя побывал на свино­ферме, в деревне».

«Все ответы правильные», — подводит итог воспита­тель.

Вариант 5. В следующий раз воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике, и т. д., используя имеющиеся у них зна­ния, полученные в детском саду и дома. Воспитатель уточняет и углубляет знания детей, стремится обогатить их словарь.

Вариант 6. Воспитатель говорят детям о том, что Пе­тя очень любит читать книги, и предлагает: «Пусть он расскажет о каком-либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя». Предупреждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду, иначе не все смогут отгадать.

Приводим несколько рассказов детей:

«Маленькая девочка очень любила свою бабушку, она ходила к ней в гости в лес, носила ей пирожки и молоко, по дороге собира­ла цветы».

«Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а ста­руха его все время ругала, она была злая, привередливая».

«Дедушка был очень добрый. Наступила весна, растаял лед, речка разлилась, и зайцы не знали, куда им спрятаться. Он подплыл к ним на лодке и спас их».

Дети могут и сами придумывать игры про Петю. «Пусть Петя узнает, как называется эта песня», — предлагает Таня. Кто-либо из ребят или все вместе напевают слова песни, а водящий должен вспомнить ее название и автора. Воспитатель поощряет творческую самостоя­тельность. В конце игры он может предложить детям за­рисовать то, о чем они рассказывали в игре «Где был Петя?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: