Искусство скаута-разведчика
Руководство по скаутингу, переработанное И.Н. Жуковым
Издание Т-ва В.А. Березовского. 1918 год.
Содержание
Предисловие к 4-му изданию
Глава I. Искусство скаута-разведчика
Глава II. Выслеживание
Глава III. Ознакомление с природой и животными
Глава IV. Жизнь в лагере
Глава V. Походная жизнь
Глава VI. Развитие выносливости у скаутов
Глава VII. Благородство рыцарей
Глава VIII. Как поступать при несчастных случаях
Глава IX. Советы руководителям
Приложения
ПРЕДИСЛОВИЕ К 4-МУ ИЗДАНИЮ
Кто такие юные разведчики, бой и герл-скауты?
На этот вопрос можно ответить такими словами: юные разведчики (скауты) - мальчики, юноши, девочки и девушки, объединившиеся во всех странах мира в единое рыцарское братство, имеющее свои законы и обычаи.
Слово "скаут"-разведчик следует понимать в смысле: "пионер культуры", "разведчик доброго дела", "юный рыцарь", "маленький друг всего мира".
Отсюда видно, что организация скаутов не военная и не преследует каких-либо партийно-политических целей, как это иногда думают у нас в России люди мало осведомленные. Возникнув впервые в Англии в 1907 году, отряды скаутов быстро распространились по всем странам мира: скаутинг ответил на многообразные запросы юной души. В одной только Англии насчитывается (в 1918 г. Ред.) около миллиона скаутов, десятки тысяч их во Франции, в Швеции, в Италии, в Испании и других странах Западной Европы. Очень много их в Америке и в Австралии.
|
|
Есть они и в Японии, и в Китае, и в Южной Африке, где они появились раньше всего, так как "отцом" скаутов был автор этой книги Баден-Пауэлл, английский генерал, служивший в Африке во время англо-бурской войны. У нас первым организатором отрядов был О.И. Пантюхов, автор книжки "Спутник скаута".
Во всех странах мира государственные и выдающиеся общественные деятели оценили огромное значение системы Баден-Пауэлла в деле общественного внешкольного воспитания и встали во главе патронирующих комитетов и обществ.
В составе английского совещательного собрания (Advisory Council) мы встречаем имена лорда-мэра Лондона, лордов Розберри, Китченера, архиепископов Кентерберийского, Йоркского и др. Большая лондонская газета "Daily Telegraph" обеспечила скаутское движение ежегодной субсидией в 4000 фунтов стерлингов. (В 1918 г.)
Во Франции в комитете патронажа значатся имена: Поля Дешанеля - бывшего Президента палаты депутатов, сенатора Поля Думера, Габриэля Ганото, академика Эрнеста Лависса, почетного президента литературного общества Жоржа Леконта и целого ряда других выдающихся общественных деятелей. То же самое в Португалии, Испании, Швейцарии, Италии, Румынии. В Соединенных Штатах на каждом скаутском билете подписи настоящего и бывших президентов страны: Рузвельта, Тафта и Вильсона, входящих в состав патронирующего совета.
|
|
Какая это живая и красноречивая связь юных граждан с их великой родиной. Скаутское движение необычайно быстро развивается во всех странах. Вот цифры, касающиеся Соединенных Штатов: В 1916 году было 198356 скаутов и 18112 скаутмастеров. В 1917 году уже 257008 скаутов и 24389 скаутмастеров. У нас в России организация отрядов началась за два года до Великой Европейской войны (1914 г. Ред.) и началась при самых неблагоприятных условиях.
Появившаяся на русском языке литература не полно, а часто и превратно, излагала сущность идей, лежащих в основе этого грандиозного движения молодежи. И только в 1915 году Первый съезд скаутмастеров и деятелей по скаутингу наметил пути и положил прочное основание для дальнейшего развития скаутского движения в России. Результатом этого съезда появилась книжка "Скаутизм в России. Труды Первого съезда". Появившиеся газетные и журнальные заметки усилили интерес к движению, и отряды скаутов начали организовываться во многих городах. Инициатива организации их почти всегда исходила от самой молодежи.
В конце 1917 года отряды скаутов были уже организованы в 143 городах России. К сожалению, недостаток литературы по скаутингу сильно тормозит дальнейшее развитие и углубление скаутского движения.
Настоящее, 4-е издание книги Баден-Пауэлла "Scouting for boys", также, как и три предыдущие издания, не является дословным переводом.
Некоторые разделы в нем сокращены, другие дополнены тем, что внесла русская жизнь в педагогическую систему Баден-Пауэлла.
Н. Жуков