Остановка разыскиваемого или причастного к преступлению транспортного средства

При осуществлении специальных мероприятий по задержанию транспортного средства, в отношении которого имеется информация о причастности находящихся в нем лиц к какому-либо преступлению, сотрудники ДПС ГАИ должны максимально обезопасить себя и окружающих от возможного нападения, действовать с учетом возможного применения преступниками огнестрельного оружия:

1. Старший наряда остановив подозреваемое ТС, осуществляет прикрытие остальных сотрудников (инспекторов) ДПС, а именно:

1.1. располагается в точке, обеспечивающей оптимальное прикрытие действий инспектора (инспекторов);

1.2. находится у патрульного автомобиля, стационарного поста, в противопульном укрытии или на удалении 8-12 м (в зависимости от условий видимости, типа и марки остановленного ТС);

1.3. сотрудник готов к немедленному применению оружия, рука на кобуре пистолета (кобура в расстегнутом состоянии), пистолет снят с предохранителя;

1.4. держит включенной радиостанцию для координации действий инспектора, проверяющего ТС.

2. Инспектор ДПС, проверяющий ТС, обязан:

2.1. Предпринять меры для выхода водителя из салона или кабины ТС, для чего рекомендуется обращение к водителю проводить на расстоянии посредством сигнально-громкоговорящего устройства (далее — СГУ) патрульного автомобиля или мегафона. При этом важно проявлять спокойствие, не допускать суетливости и явно выраженных приготовлений к задержанию.

При остановке ТС и задержании преступников необходимо применять способ легендирования.

Например, можно попросить водителя посредством СГУ патрульного автомобиля, выйти на тротуар или обочину, подойти к патрульному автомобилю, чтобы не создавать помех движению при проверке документов; предпринять меры по устранению якобы имеющихся на ТС:

- неисправностей приборов сигнализации;

- снижения давления в какой-либо шине;

- биения колеса;

- повышенной дымности выхлопных газов двигателя;

- неправильной укладки груза в кузове, на багажнике или в прицепе;

- отрыва креплений глушителя;

- загрязнения номерных знаков или фар;

- неисправности элементов подвески или наличия зацепившихся за них посторонних предметов (куска проволоки, ветки и пр.);

- оказать какую-либо помощь наряду (представить медицинскую аптечку, домкрат, какой-либо инструмент, участвовать в осмотре другого ТС в качестве понятого).

2.2. В случае, когда водитель не выходит из ТС на вышеперечисленные предложения, в более категорической форме высказать ему требование подойти к инспектору и предъявить для проверки соответствующие документы. При этом старший наряда остается в патрульном автомобиле либо под его прикрытием, а при наличии третьего инспектора может подойти к правому заднему колесу остановленного ТС одновременно с инспектором, который будет проверять документы водителя и осматривать автомобиль.

Сотрудник ДПС обязан соблюдать меры безопасности (не проводить проверки документов при свете фар остановленного ТС, не вести записей, облокотившись на его капот или крышу, не вставать между двух автомобилей и
т. д.).

2.3. При наличии пассажиров следует приближаться к остановившемуся ТС со стороны двери водителя.

В случаях, когда в ТС нет пассажиров, для проверки документов требуется подходить к нему справа по ходу его движения.

Использование данного приема обеспечивает сотрудникам ДПС определенные преимущества, поскольку при этом:

- исключается выход инспектора на проезжую часть и угроза наезда на него проходящего транспорта;

- остановленный автомобиль используется в качестве прикрытия (если подходить к нему по диагонали от обочины к заднему правому крылу или кабине);

- в ночное время инспектор может использовать для подхода к ТС и его предварительного осмотра полосу отвода дороги вне зоны освещения светом фар попутно следующих автомобилей;

- водитель, пытающийся совершить нападение на инспектора, в данном случае будет более уязвим. Инспектор может использовать остановленный автомобиль в качестве прикрытия, быстро лечь на землю и, не попадая в сектор огня, вести наблюдение за лицом, выходящим из ТС, используя «просвет» между поверхностью проезжей части и днищем ТС.

3. Подходить к легковому автомобилю необходимо сзади. В условиях недостаточной видимости необходимо освещать салон электрическим фонарем, держа его выше головы на вытянутой в сторону руке. Осмотр салона следует начинать с заднего сидения, а кабину грузовика - со спального места водителя.

4. Приглашая водителя выйти, инспектор должен располагаться возле автомобиля, немного позади проема двери (чтобы не получить телесных повреждений от внезапно открытой двери или начавшего движения ТС).

Требуется предупредить водителя о необходимости произвести следующие действия:

- заглушить двигатель;

- в условиях недостаточной видимости включить габаритные огни или световую аварийную сигнализацию;

- включить стояночный тормоз.

5. Для беседы с водителем, вышедшим из автомобиля, расположиться в таком месте, чтобы страхующий имел свободный сектор обстрела, исключающий случайное поражение лиц, непричастных к возможному инциденту.

6. Главной целью первоначального этапа при общении с водителем должны стать не проверка подлинности документов и установление личности лиц, находящихся в ТС, а наблюдение за их реакцией, перемещениями внутри салона (кабины) и внешним видом. Вначале вполне допустима лишь имитация осмотра. При этом требуется сконцентрировать внимание на поведении водителя и пассажиров, определении признаков наличия у них оружия.

7. Проверяя полученные от водителя документы, нельзя поворачиваться к нему спиной и той стороной тела, на которой находится табельное огнестрельное оружие. При проверке документов требуется соблюдать с проверяемым лицом безопасную дистанцию и стоять вполоборота к нему, чтобы оружие было вне пределов его досягаемости.

8. Указать водителю место, на котором он должен находиться в процессе проверки документов и беседы, а также в случае, когда инспектору требуется подойти к своему автомобилю или выполнить какое-либо другое действие. Следить за руками и ногами проверяемых лиц. Потеря визуального контакта с лицами, находящимися в остановленном ТС, очень опасна.

9. Запрещается входить (садиться) в остановленное ТС, когда в нем находятся водитель и (или) пассажиры.

10. В случаях, если водитель и пассажиры ТС не выполняют требований инспектора (ведут себя вызывающе, находятся в состоянии опьянения, оскорбляют инспектора или угрожают ему), наряд ДПС должен действовать быстро и решительно, особенно в ситуациях, когда не исключено вмешательство в конфликт окружающих (среди них могут оказаться родственники или знакомые задержанных, которые чаще всего выступают в роли подстрекателей конфликта, извращают факты, клевещут на инспекторов, пытаясь вызвать сочувствие у окружающих, освободить задержанных и спровоцировать столкновение с сотрудниками милиции).

Задержанных, проявляющих агрессивность, следует незамедлительно доставить в ближайший ОВД. Не рекомендуется пытаться задерживать кого-либо из толпы при неравенстве сил и отсутствии необходимых средств. В подобных ситуациях надо проявлять терпение, сдержанность, дружелюбие, сочувствие, легендировать причину остановки данного ТС и сообщить ее окружающим в доступной для них форме.

Следует запомнить их характерные приметы и так, чтобы не слышали окружающие, информировать об инциденте дежурного ОВД и соседние посты милиции для подготовки заслонов на возможных путях движения правонарушителей либо «потянуть время» до прибытия дополнительных сил. В случаях, когда конфликт может перерасти в столкновение, старшему наряда следует публично высказать какие-либо претензии к инспекторам за излишнюю настойчивость и освободить задержанных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: