Что ценят взрослые в образовании?

Прежде чем ответить на этот вопрос напомним о некоторых особенностях позиции взрослого человека: включенности в трудовые отношения, изменении семейного статуса, обретении духовных ориентиров в индивидуальной жизни и т.д. Изменение объективного положения личности взрослого в обществе, многообразие выполняемых социальных ролей – причина и следствие особенностей развития взрослого человека. Психологи доказывают, что интеллектуальные процессы по мере становления личности начинают играть все большую роль в мотивационной, эмоционально – аффективной и волевой сфере человека. Изменения в мышлении, поведении и личности взрослого лишь в незначительной степени обусловлены возрастом или специфическими изменениями в организме. В гораздо большей степени они детерминированы личными, социальными и культурными событиями или факторами.[144] Эти особенности позиции взрослого – ключ к пониманию его отношения к образованию.

Обратимся к данным исследований. Вначале рассмотрим отношение взрослых к образованию как общности, т.е. включенных в профессиональную деятельность (вне зависимости от ее содержания).

Опрос, проведенный в конце 2004 года Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ, позволил выстроить иерархию ценностей взрослых следующим образом (см. таблицу 4).[145]

Таблица 4

Ответы (в %) на вопрос: «Что определяет сегодня социальное положение и престиж человека в нашем обществе»?

Варианты ответов %
1. Владение материальными и другими ценностями 48,9
2. Обладание властью 38,5
3. Служебное положение 28,7
4. Социальный статус семьи 22,6
5. Достижения в образовании, профессиональной деятельности 20,5
6. Личные качества 16,2
7. Уровень общей культуры 8,8
8. Другое 0,8

Эти же данные представлены в виде диаграммы 4.

Диаграмма 4

Напомним, что выпускники школ и студенты включили образование в число ведущих ценностей. «Взрослая» жизнь внесла серьезный корректив в распределение жизненных предпочтений: то, что по идее должно быть средством стало целью, а причина – следствием. Так, материальное благополучие рассматривается как цель и как причина высокого статуса и престижа, в то время как оно должно быть средством для достижения целей и следствием других причин Подобная картина, отражает реальное положение дел в нашем обществе: личные качества, знания, профессиональные достижения далеко не всегда обеспечивают материальное благополучие.

Тем не менее, общественное сознание сегодняшнее снижение значимости образования на «фоне» престижных ценностей рассматривает как явление временное. Данные социологического исследования «Российское общество в условиях трансформации» свидетельствуют, что каждый третий в качестве одного из важнейших условий развития России в ХХ1 веке назвал улучшение образования, рост числа образованных людей и каждый второй – прогресс отечественной науки и техники. [146]

Анализ отношения к образованию в структуре жизненных ценностей взрослого человека дополним характеристикой отношения к образованию как ценности (см. таблицу 5). [147]

Таблица 5

Распределение ответов (в %) на вопрос: «Что, безусловно, необходимо для Вашей жизни?»

Необходимы Важно иметь сейчас Важно иметь, но не сейчас Иметь не обязательно
Хорошие отношения с окружающими 84,7 8,9 6,4
Возможность качественно питаться 63,2 36,1 0,2
Хорошее образование 61,2 32,3 6,4

Хотя свой социальный статус человек отождествляет прежде всего с материальным положением, и образование в этом плане занимает далеко не лидирующую роль, оно сохраняет свое значение в жизни человека и выступает как «безусловно необходимая ценность», как условие решения многих жизненных задач. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного сотрудниками лаборатории социологии образования Института образования взрослых РАО в конце 90-х годов под руководством автора (см. таблицу 6).

Таблица 6

Потребность взрослых в знаниях, обеспечивающих различные сферы жизнедеятельности (в % к общему числу опрошенных).

Знания, необходимые для… %
1. …сохранения здоровья  
2. …воспитания детей  
3. …общения с людьми  
  …профессиональной деятельности  
5. …охраны природы  
  …понимания произведений искусства  
7. …ориентации в законах  
8. …ориентации в финансовых вопросах и экономике  
9. … для более успешных занятий любимым делом  
  …приобщения к религии  
  …более глубоких представлений о мире  
  …участия в общественно – политической жизни  

Эти данные представлены на диаграмме 5.

Диаграмма 5

Изучение зависимости между тревожащими человека проблемами и осознанием необходимости в знаниях, способствующих их решению, является важным моментом в определении областей, в которых человек сам может формировать свой образовательный «заказ» и в которых он некомпетентен.

К числу областей, в которых знания выступают условием успешной жизнедеятельности, относится здоровье, воспитание детей, общение с людьми и профессиональная деятельность. В этих областях взрослый человек может адекватно формулировать образовательные задачи, оценивать предлагаемое ему содержание.

В свою очередь в сфере общественно – политической жизни, в сфере законодательства и права, искусства и культуры, научных представлений о современном мире взрослый чаще не компетентен и знания не являются значимой для него областью. В итоге, как показал ряд исследований, лишь пятая часть опрошенных взрослых доверяет только научным знаниям, остальные допускают присутствие в жизни сверхъестественных сил. Каждый десятый признался, что вдохновляется главным образом «колдовством и магией», 30% не сомневаются, что люди жили еще в эпоху динозавров и т.д.

Применительно к молодым людям подобный уровень научных знаний исследователи объясняют снижением качества образовательной подготовки, произошедшей в последние десятилетия. Что касается старших поколений, на их представления о мире повлияло засилье лженаучной, мистической и религиозной информации от источников, которым они привыкли доверять, прежде всего - телевидения.[148]

Образовательные ориентации взрослых обусловлены такими факторами, как пол и материальное положение. Так, предпочтения мужчин в сфере образования в большей степени связаны с профессионально-трудовой деятельностью, для женщин значимой сферой выступает поиск работы, образование детей, религия.

Материальное положение вносит серьезный корректив в ориентации взрослых. Так, испытывают потребность в знаниях религиозной жизни 3% взрослых, оценивающих материальное положение своей семьи как отличное; и 40%, назвавших положение семьи тяжелым. Люди, высоко оценивающие свое материальное положение, чаще интересуются возможностью изучить иностранный язык, открыть свое собственное дело, повысить компетентность в финансово-экономической и правовой сфере. В центре запросов взрослых, низко оценивающих материальные возможности семьи, поиски источников дополнительных заработков. Один из путей – освоение новых профессиональных умений за свой счет (или предприятия) на различных курсах, переквалификация, совместительство. И в той и в другой группах проблемы обучения и воспитания детей уходят на второй план.

Материальное положение определяет не только характер потребностей в сфере образования, но и возможности их реализации. Так, состоятельные респонденты в четыре раза выше оценивают свои возможности для получения образования, чем бедные. Восемь из девяти малообеспеченных не видят путей выхода из создавшегося положения с помощью учебы в самом широком смысле этого термина.[149]

Существенным фактором, определяющим отношение к учебе, выступает уровень образования Так, 88% респондентов, имеющих высшее образование (в том числе незаконченное высшее), выбирают суждение «Я расширяю свой кругозор, стараюсь систематически пополнять свои знания». В свою очередь 82% респондентов со средне специальным (или более низким) образованием присоединяются к «нейтральной» позиции: «Я обучаюсь по мере необходимости» либо к пассивной: «Время учиться уже прошло».

Взрослые, рассматривающие образовательную деятельность в качестве элемента образа жизни, привыкли учиться со школьных лет, чаще вспоминают «школьные годы чудесные», сформировавшие познавательные интересы. Сторонники «нейтральной» позиции в той или иной мере приобрели отрицательный учебный опыт.[150]

Люди с активной образовательной позицией реже жалуются на одиночество, реже фиксируют конфликты на работе, реже говорят о плохом самочувствии. Чем выше они оценивают влияние образования, тем более успешными ощущают себя в профессиональной сфере. Они значимо чаще проявляют интерес к произведениям искусства, достижениям науки и легче справляются с трудностями повседневного бытия. Вот несколько типичных суждений:

«Считаю, что для человека самое главное – способность к саморазвитию. Образование напрямую связано с этим. Поэтому образование для меня – одно из главных занятий в жизни. Образование возможно прежде всего в процессе работы, в общении с людьми, а уже затем в каких – либо организационных формах. Уверена, что образование дает широту взглядов, обогащает опыт, повышает уровень профессионализма».

«Образование может коренным образом изменить взрослого человека. Мое кредо: ненужного образования не бывает».

«Пока учишься – двигаешься вперед. Узнавать новое, извлекать уроки, применять знания на практике – это и есть «школа жизни». Иначе – бег по кругу с единственным радиусом».

Сторонники нейтральной или пассивной позиции значимо чаще жалуются на обстоятельства, ищут причины своих профессиональных неудач не в себе, а в окружающих, неадекватно высоко оценивают свою профессиональную деятельность, что входит в противоречие с «внешней» оценкой. Они часто (или постоянно) без каких – либо явных к тому причин испытывают отрицательные эмоциональные состояния (ощущение «вакуума», нежелание идти на работу, восприятие действий администрации как некомпетентных) и т.д.

Особенность их образа жизни – повышенный интерес к телевидению – преимущественно к российским телесериалам и различным ток – шоу, позволяющим уйти от реальности, требующей усилий, в фиктивный мир. Для подростка подобное выстраивание вымышленных миров – естественный этап защиты своего неокрепшего «Я» в процессе социализации. Для этой части взрослых, так и не сумевших повзрослеть, – способ бегства от реальности собственной жизни.

Взрослые, отличающиеся активной образовательной позицией, находят себя в образовании, фактически сливающимся с жизнью. Их познавательные интересы не ограничиваются профессиональной сферой. Для этой категории взрослых нет «лишних», «избыточных» знаний. Вместе с тем их цель – не многознание, а активная познавательная деятельность, нацеленная на анализ и решение значимых для них проблем: профессиональных, социальных, личностных, гуманитарных, духовных. В высокой оценке возможностей неформального и информального образования (в сравнении с формальным) проявляется критическое отношение к «заданности» образовательных программ. Одна из возможных причин подобного распределения приоритетов - недоступность многих образовательных услуг из - за их высокой стоимости.

Активная познавательная деятельность позволяет взрослым успешно справляться с жизненными кризисами (профессиональными, личностными, возрастными) и открывать в себе «второе дыхание» (по выражению одного из интервьюированных).

Взрослые, для которых образование не относится к числу значимых ценностей, сужают свое образовательное поле до его формальных видов (курсов повышения квалификации или переподготовки), необходимость которых продиктована извне. С завершением курсовой подготовки процесс образования прекращается. Знания, выходящие за пределы необходимых,, представляются лишними, ненужными. Главным достоинством образования для этой категории взрослых становится непосредственная применимость знаний и легкость в их усвоении. Им представляется, что кризис наступил когда – то давно и продолжается с некоторыми редкими и непродолжительными «просветами». Они постепенно привыкли к такому состоянию и с трудом могут представить себе другую эмоциональную окраску собственной жизни.[151]

Обобщая полученные данные, можно заключить следующее:

· В структуре жизненных ценностей взрослого человека образование занимает отнюдь не ведущее место. В зафиксированной иерархии ценностей отражаются современные приоритеты жизни. Это, однако, не означает снижение роли образования при решении различных жизненных проблем.

· Ориентацию на образование можно рассматривать в качестве типологизирующего признака. Для взрослых, включивших образование в «совмещенный способ жизнедеятельности» (Л. И. Анцыферова), характерен гармоничный образ жизни, развитая способность к личностной и профессиональной рефлексии, разнообразие интересов. Нейтрально настроенные включаются в образовательную деятельность под давлением «извне» и завершают ее, как только удовлетворены те или иные нормативные требования. Подобная установка приводит к пассивному и потребительскому образу жизни.

· Ориентация на образование может служить основанием для типологизации образа жизни взрослых. В качестве признаков, определяющих различия в отношении к образованию, выступает целая совокупность факторов, среди которых особую роль играет уровень образования взрослых и опыт их школьной жизни.

Мы рассмотрели особенности отношения взрослого к образованию. Что привносит в систему его отношений смена ведущего вида деятельности? Как меняется его ориентации в сфере образования с наступлением «третьего возраста»? Для ответа на эти вопросы обратимся к данным исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: