Бюджетного процесса бюджетного процесса 9 страница

- специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития и учет вклада в ее реализацию данного предмета.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога (А) может, например, составлять:

1,05 - для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

1,10 - для педагогических работников, имеющих первую категорию;

1,15 - для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

По завершении переходного (адаптационного) периода и апробации в субъектах Российской Федерации новой системы аттестации педагогических и руководящих работников, соответствующей требованиям Российской Федерации в субъекте Российской Федерации могут быть введены более высокие коэффициенты (оптимально для первой категории – 1,15 и высшей категории – 1,4).

Новая система аттестации педагогических и руководящих работников должна предусматривать высокие требования к работникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий и должна обеспечивать оптимальное соотношение работников указанных категорий к общему количеству. Высшая квалификационная категория может быть присвоена педагогу, опыт и результаты работы которого признаны педагогическим сообществом федерального или регионального уровня. Первая квалификационная категория может быть присвоена педагогу, опыт и результаты работы которого признаны педагогическим сообществом на региональном или муниципальном уровне.

3.4. Расчет окладов педагогических работников, осуществляющих учебный процесс

Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

О= Стп × Н × П × К × А

где О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

Н - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

3.5. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя:

· выплаты, предусмотренные действовавшей системой оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, почетного звания «Заслуженный работник…» в сфере образования, государственных наград и т.п.), составляющие не более 50% от стимулирующей части оплаты труда;

· поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).

Распределение поощрительных выплат по результатам труда стимулирующей части ФОТ производится органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Критериями для осуществления данных выплат могут являться:

· качество обучения и воспитания учащихся;

· уровень социальной адаптивности учащихся.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах.

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения прилагается (приложение 2).

3.6. Расчет заработной платы руководителя образовательного учреждения

Заработная плата руководителя образовательного учреждения устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда, по следующей формуле:

ЗПр = ЗПпср × К

где ЗПр - заработная плата руководителя образовательного учреждения;

ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;

К - коэффициент, установленный по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образованием субъекта Российской Федерации;

Отнесение к группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений осуществляется в зависимости от количественных показателей образовательного учреждения (контингент учащихся, количество работников, наличие компьютерных классов и т.д.).

Для расчета повышающего коэффициента по группе оплаты труда руководителей образовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов.

Возможный пример установления групп оплаты труда руководителей образовательных учреждений и примерные значения повышающих коэффициентов:

1 группа - коэффициент 3,0;

2 группа - коэффициент 2,5;

3 группа - коэффициент 2,0;

4 группа - коэффициент 1,5.

Тема 4. Производственные показатели системы образования

Производственные показатели системы образования о выполнении плана по сети, штатам и контингентам учреждений отражаются в отчетах об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

По дошкольному образованию установлены следующие основные показатели:

· учреждения-всего;

· группы, в том числе для ослабленных и часто болеющих детей;

· дети;

· дето-дни посещения детских дошкольных учреждений;

· дети, охваченные летними оздоровительными мероприятиями в постоянных детских дошкольных учреждениях;

· число детей, освобожденных от платы;

· штатные единицы.

По общему образованию установлены следующие основные показатели:

· учреждения, в том числе начальные, неполные и средние;

· школы-детские сады;

· интернаты при школах;

· классы, в том числе:

- 1-4 классы (комплекты);

- 5-9 классы;

- 10-12 классы;

· учащиеся, в том числе:

- в 1-4 классах (комплектах);

- в 5-9 классах;

- в 10-12 классах

· дето-дни питания;

· дето-дни посещения.

По школам-интернатам установлены следующие основные показатели:

· учреждения, в том числе начальные, неполные и средние;

· школы-детские сады;

· интернаты при школах;

· классы, в том числе:

- 1-4 классы (комплекты);

- 5-9 классы;

- 10-12 классы;

· учащиеся, в том числе:

- в 1-4 классах (комплектах);

- в 5-9 классах;

- в 10-12 классах

· дето-дни питания;

· дето-дни посещения;

· воспитанники, проживающие в домах-интернатах и не проживающие, но получающие питание и обмундирование;

· дето-дни пребывания воспитанников в школах-интернатах;

· выпущенные из школ-интернатов воспитанники, не имеющие родителей и оставшиеся без попечения родителей;

· расходы на выдачу им пособия и обмундирования;

· оплата труда педагогического персонала, включая прочие виды педагогической заработной платы;

· штатные единицы руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала;

· оплата труда руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала.

По средним специальным и высшим учебным заведениям установлены следующие основные показатели:

· группы;

· учащиеся;

· прием;

· выпуск;

· выбыло до окончания срока обучения;

· стипендиаты за счет средств бюджета;

· педагогические ставки;

· педагогические часы;

· оплата труда педагогического персонала;

· штатные единицы руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала;

· оплата труда руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала.

· места в общежитиях.

При финансовом планировании учитываются показатели на начало и конец года, а также среднегодовые и средние показатели за отчетный период.

Отчетные данные на начало года должны соответствовать данным на конец года по отчету за предыдущий год. При наличии расхождений между ними причины должны быть указаны в объяснительной записке к отчету.

Фактическое наличие на начало года и конец отчетного периода учреждений, классов, групп, коек, мест и т.д. показывается на основании соответствующих данных на отчетную дату.

Показатели о численности административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, учителей, преподавателей, воспитателей и других работников в формах отчета о выполнении планов по штатам и контингентам бюджетных учреждений заполняются не по физическим лицам, а по числу должностей или ставок, включая должности, ставки, занятые совместителями и лицами, принятыми на временную работу на вакантные должности (ставки). Однако лица, временно замещающие основных работников, в фактическое число должностей или ставок включаться не должны. Неполные должности (ставки) складываются.

Совместители и лица, занимающие неполные должности, учитываются как соответствующие части полной должности (ставки).

Среднегодовые и средние за отчетный период показатели отчета по штатам и контингентам исчисляются суммированием списочного наличия на каждое число месяца, начиная с 1 февраля, и делением полученной суммы соответственно на 12, 9, 6, 3, т.е. на число месяцев в отчетном периоде.

Среднее число и фактическое наличие на начало года и конец отчетного периода штатных должностей, студентов, учащихся, студентов, воспитанников, детей и т.д. определяется по списочному составу, включая лиц временно отсутствующих в связи с болезнью, отпуском, командировкой, каникулами и по другим причинам.

В тех случаях, когда в учреждении списочное наличие штатов и контингентов в течение месяца изменялось, то для подсчета средних показателей за год, квартал и т.д. на 1-е число следующего месяца принимается среднемесячное количество, определяемое сложением списочной численности на каждый день и делением полученной суммы на число календарных дней в этом месяце. Такой же порядок исчисления средних величин применяется по вновь организуемым, расширяемым и закрываемым в течение года учреждениям.

Для определения показателей о состоянии сети учреждений и контингентов на конец планируемого года необходимо располагать данными о планируемом росте или уменьшении сети и контингентов учреждений образования в будущем году.

4.1. Среднегодовые показатели сети и контингентов учреждений образования рассчитываются по следующим формулам

Кср= (Кн×М1+Кк×М2)/12

где Кср - среднегодовой показатель (сеть, штаты, контингенты);

Кн - контингент на начало планируемого года;

М1-число месяц функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;

Кк - контингент на конец планируемого года;

М2 - число месяц функционирования учреждения с новым контингентом на конец года; 12 -число месяцев в году.

Пример.

В учебном заведении с 1 сентября был увеличен штат работников, который в течение сентября комплектовался постепенно. При составлении годового отчета необходимо исчислить среднемесячный штат за сентябрь, исходя из фактически замещенных должностей на каждый день этого месяца. В подсчете среднегодовой численности среднемесячная численность за сентябрь показана по состоянию на 1 октября.

При этом с 1 по 10 сентября было замещено 50 должностей, с 11по 15-53, с 16 по 21-55, с 22 по 30-60.

На 1-е число каждого месяца показатели были следующие:

на 1 февраля  
на 1 марта    
на 1 апреля    
на 1 мая    
на 1 июня    
на 1 июля    
на 1 августа    
на 1 сентября    
на 1 октября 54,5  
на 1 ноября    
на 1 декабря    
на 1 января    
Итого 619,5  
       

Решение.

Среднемесячное число замещаемых должностей за сентябрь составит 54,5 ед.

Шср=((50 ед * 10 дн)+(53 ед * 5 дн)+ (55 ед * 6 дн) + (60 ед * 9 дн))/ 30дн = (500+265+330+540)/ 30 =1635/30=54,5ед

Среднегодовое количество штатных единиц составит:

619,5/12=51,6

4.2. Определение количества педагогических ставок и средних ставок заработной платы

Расходы на заработную плату по плану показываются в суммах, принятых по смете, с учетом внесенных в установленном порядке изменений в течение отчетного периода, а по исполнению - в суммах фактических расходов, за исключением из них расходов по компенсациям за неиспользованные отпуска, выходных пособий и единовременных выплат.

Число педагогических ставокрассчитывается на базе двух показателей:

· числа часов учебных занятий

· учебной нагрузки учителей в неделю.

Поэтому число педагогических ставокопределяется отдельно по группам классов.

Число педагогических ставокна 1 класс определяется исходя из числа уроков, устанавливаемых для каждого класса учебным планом и установленной учебной нагрузки на учителя: 18 часов в неделю.

Пример.

В школе один 1-й класс, часы по учебному плану- 24 часа в неделю. Определить число педагогических ставок.

Решение.

Количество оплачиваемых часов- 24.

Норма нагрузки -20 часов.

Число педагогических ставок-1,2 (24/20=1,2)

Кроме этих часов в тарификацию включаются часы за проведение факультативных занятий.

При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, которые увеличивают число педагогических классов: в 5-11 классах на уроках по иностранному языку, физкультуре и труду классы могут делиться на подгруппы.

Количество педагогических ставок будет определяться путем деления общего числа часов в неделю по каждой группе классов на установленную норму учебной нагрузки.

Тема 5. Методика расчета потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах

Методика расчета потребности образовательных учреждений образования в бюджетных средствах разработана в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими количественные значения параметров, используемых при расчете потребностей бюджетного учреждения в бюджетном финансировании в разрезе кодов экономической классификации.

Методика позволяет решать следующие основные задачи:

1) нормирование потребности в бюджетных средствах, направляемых на функционирование и развитие образовательных учреждений;

2) обоснование объемов достаточного бюджетного финансирования на одного обучающегося.

Методика должна основываться на следующих основных принципах:

· "прозрачности" расчета потребности и возможности распределения бюджетных средств;

· универсальности применения для различных уровней управления;

· комплексного подхода;

· учета региональных и иных особенностей образовательных учреждений;

· доступности, простоты применения;

· открытости, адаптируемости к меняющимся экономическим условиям и нормативной правовой базе;

· обоснованности, подтвержденной использованием расчетных показателей из официальных источников информации;

· непротиворечивости составных частей методики друг другу.

Методика позволяет осуществлять расчеты, связанные с:

· разработкой проектов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на финансирование учреждений образования;

· разработкой проектов смет учреждениями образования;

· определением потребности в бюджетных средствах по отдельным статьям или направлениям расходов.

Особенность предлагаемой методики в том, что для расчета потребности в бюджетных средствах используются исходные данные и параметры трех типов:

1) установленные нормативными актами федерального уровня;

2) устанавливаемые региональными нормативными актами или на основании статистических данных по региону (для цен и тарифов);

3) получаемые из форм отчетности образовательного учреждения или определяемые непосредственно образовательным учреждением.

Отдельные показатели определены экспертно-статистической оценкой на основе обобщения сложившейся практики планово-экономической работы. К методике приложен полный перечень документов, устанавливающих на федеральном уровне различные параметры, используемые при расчете потребности в бюджетных средствах, а также сводная таблица всех используемых при расчете параметров с указанием источника их получения.

1. Потребность в средствах на оплату труда.

Расчет суммарного фонда оплаты труда НФОТ (соответствует коду 211) складывается из 12 месячных фондов оплаты труда всех видов персонала, скорректированных коэффициентами темпа роста бюджета по заработной плате и инфляции:

НФОТ = 12×Тр ×Кинф ×(ФОТппс + ФОТувп + ФОТпоп + ФОТАуп + ФОТпч) + ПНБЛ

где ФОТппс – месячный фонд оплаты труда преподавательского состава; ФОТувп – месячный фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала; ФОТпоп – месячный фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала; ФОТАуп – месячный фонд оплаты труда административно-управленческого персонала; ФОТпч – месячный фонд почасовой оплаты труда; ПНБЛ – годовая сумма налога на доходы физических лиц, удержанная с суммы пособий по временной нетрудоспособности (больничный лист); Тр – темп роста бюджета по соответствующей статье бюджетной классификации, предусмотренный на следующий год; Кинф – коэффициент инфляции на следующий год.

Налог на доходы физических лиц, удержанный с сумм пособий по временной нетрудоспособности (больничный лист), рассчитывается по следующей формуле:

ПНБЛ = 12×Нфл ×КБЛ ×(ФОТппс + ФОТувп + ФОТАуп)×Кинф ×Трзп

где Нфл – ставка налога на доходы физических лиц, равная 0,13 (13%)– соотношение сумм, выплаченных по больничным листам к ФОТ, равному 0,03, установленному на основании письма Министерства финансов РФ от 01.11.73 № 248 "О методическом пособии по планированию расходов на содержание в учебных заведениях"; коэффициенты Трзп и Кинф определяются из проекта бюджетной заявки Министерства образования РФ на следующий финансовый год, представляемой в Министерство финансов РФ и согласуемой с Министерством экономического развития и торговли РФ, и доводятся до образовательных учреждений Министерством образования России.

2. Потребность в средствах на начисления на оплату труда (страховых взносов), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (213)

Расчет начислений на оплату труда (руб.) Ннач производится по формуле:

Ннач = (НФОТ – ПНБЛ – ФОТвк)×СВ

где НФОТ – общий фонд оплаты труда (руб.); СВ – страховые взносы; ФОТвк – денежное довольствие военнослужащих военной кафедры (военного факультета); ПНБЛ – годовая сумма налога на доходы физических лиц, удержанная с суммы пособий по временной нетрудоспособности по больничным листам.

3. Потребность в средствах на приобретение предметов снабжения и расходных материалов (220).

3.1. Потребность в средствах на медицинские расходы.

Потребность в финансировании медицинских расходов определяется на основе метода прямого счета с учетом наличия медицинских пунктов, поликлиник, профилакториев, детских оздоровительных центров (санитарные нормы Минздрава Российской Федерации № 6.149-90 "Условия содержания и организации работы детских оздоровительных загородных лагерей"), медпунктов, детских дошкольных учреждений и других подразделений, в которых предусмотрено медицинское обслуживание по нормам, утвержденным Минздравом Российской Федерации и нормативными документами, действующими в регионе.

Нормы обеспечения питанием и медикаментами санаториев-профилакториев установлены постановлением Фонда социального страхования РФ от 31.05.96 № 62 "Об утверждении рекомендаций о порядке финансирования санаториев-профилакториев за счет средств социального страхования", с учетом изменений и дополнений региональных отделений ФСС России, и вычисляются по следующей формуле:

Нмед = Нмед1 + Нмед2

где Нмед1 – потребность в обеспеченности медикаментами санатория-профилактория; Нмед2 – потребность в обеспеченности медикаментами детского дошкольного учреждения (детского оздоровительного центра).

Нмед1 = Нинд1 ×N1 ×Д1 ×Тр ×Кинф

Нмед2 = Нинд2 ×N2 ×Д2 ×Тр ×Кинф

где Нинд1 – индивидуальный норматив обеспеченности медикаментами на одного студента в санатории-профилактории; Нинд2 – индивидуальный норматив обеспеченности медикаментами одного ребенка в детском оздоровительном центре и в детском дошкольном учреждении в регионе; N1 – численность койко-мест в санатории-профилактории; N2 – численность детей в детском оздоровительном центре, в детском дошкольном учреждении; Д1 – количество дней пребывания в санатории-профилактории в год; Д2 – количество дней пребывания в детском оздоровительном центре в год, в детском дошкольном учреждении; Кинф – коэффициент инфляции на следующий год; Тр – темп роста бюджета по соответствующему виду расходов на следующий год.

Расчет ведется отдельно для каждого структурного подразделения, в котором предусмотрено медицинское обслуживание, и суммируется по учреждению образования.

Потребность в средствах на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (220).

Потребность в средствах на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования вычисляется по формуле:

Нмо = Нм + Нсп.обм.

где Нм – потребность в средствах на приобретение мягкого инвентаря; Нсп.обм. – потребность в средствах на спецодежду и обмундирование.

Потребность в финансировании расходов на приобретение мягкого инвентаря вычисляется по формуле:

Нм = Nобщ. ×(Спк ×Кобн.белья + См ×КПМИ)×Тр ×Кинф.

где Nобщ. – количество койко-мест в общежитиях (данные берутся из формы 3-2 бухгалтерского отчета); Кпми – коэффициент на пополнение прочего мягкого инвентаря – принимается в размере 0,25 (один раз в четыре года); Спк – средняя цена постельного комплекта (постельное белье, одеяло, подушка); Кобн.белья = 0,2 – коэффициент обновления белья; См – средняя цена матраца; Кинф – коэффициент инфляции на следующий год; Тр – темп роста бюджета по соответствующему виду расходов на следующий год.

Потребность в средствах на спецодежду и обмундирование устанавливается по нормам охраны труда и утвержденным нормам обеспечения спецодеждой и обмундированием, в том числе по подразделениям охраны:

Нсп.обм = Тр ×Кинф ×(Nспец ×Нсп ×Ссп + Nобм ×Нобм ×Собм ×Кспец)

где Nспец – количество сотрудников, имеющих право на получение спецодежды (чел.); Нсп – норматив обеспеченности спецодеждой (по нормам охраны труда) (комплектов); Cсп – средняя цена спецодежды (руб.); Nобм – количество сотрудников, имеющих право на получение обмундирования (чел.); Нобм – норматив обеспеченности обмундированием (комплектов); Собм – средняя цена обмундирования (руб.); Кспец – коэффициент на пополнение спецодежды и прочего обмундирования – принимается в размере 0,5 (один раз в два года); Кинф – коэффициент инфляции на следующий год; Тр – темп роста бюджета по соответствующему виду расходов на следующий год.

Порядок расчета Нсп.обм разработан на основании:

· постановления Минтруда РФ от 29.12.97 № 68 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";

· постановления Минтруда РФ от 30.12.97 № 69 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики";

· постановления Минтруда РФ от 31.12.97 № 70 "Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; составу учебных и спортивных организаций РОСТО)";

· постановления Совета министров СССР от 22.10.90 № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" (в настоящее время утратило силу и используется ввиду отсутствия иных нормативных актов).

3.3. Потребность в средствах на приобретение продуктов питания (110330)

Потребность в средствах по данной статье устанавливается по формуле:

Нп = Нпит + Нпит с-п + Нпит.доц (д/с)

где Нпит – потребность в средствах на приобретение продуктов питания для работающих во вредных и особо вредных условиях труда; Нпит с-п – потребность в средствах на приобретение продуктов питания для студентов (учащихся), находящихся на лечении в санаториях-профилакториях; Нпит.доц (д/с) – потребность в средствах на приобретение продуктов питания для детей в детских оздоровительных центрах (детских дошкольных учреждениях).

Нпит = Кинф ×Тр ×(Нпит1 ×Nп1 ×Дп + Нпит2 ×Nп2 ×Дп)

где Нпит1 – потребность в средствах на питание для работающих и обучающихся во вредных условиях труда с учетом сложившейся средней цены установленного нормативными документами по охране труда набора продуктов в регионе (руб.); Нпит2 – норма расхода на питание для работающих в особо вредных условиях труда с учетом сложившейся средней цены установленного нормативными документами по охране труда набора продуктов в регионе (руб.); Nп1 – численность сотрудников и студентов, имеющих право на дополнительное питание (вредные условия труда) (чел.); Nп2 – численность сотрудников, имеющих право на дополнительное питание (особо вредные условия труда) (чел.); Дп – количество дней, в течение которых работники обеспечиваются питанием (дн.); Кинф – коэффициент инфляции на следующий год; Тр – темп роста бюджета по соответствующему виду расходов на следующий год.

Потребность в средствах определяется на основе метода прямого учета всех работников и студентов (учащихся), работающих и обучающихся во вредных условиях, для которых необходимо обеспечение дополнительным питанием.

Потребность в средствах на обеспечение продуктами питания студентов (учащихся), находящихся на лечении в санаториях-профилакториях, определяется по формуле:

Нпит с-п = Кинф ×Тр ×Нпит3 ×Nпроф. ×Дпроф.

где Нпит3 – норма питания одного студента (учащегося), находящегося на лечении в санатории-профилактории (постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.05.96 № 62 "Об утверждении рекомендаций о порядке финансирования санаториев-профилакториев за счет средств социального страхования"); Nпроф. – количество койко-мест в санатории-профилактории; Дпроф. – количество дней пребывания в санатории-профилактории в течение года.

Нпит доц д/с = Кинф ×Тр ×Нпит4 ×Nдет ×Дпит

где Нпит4 – норма питания на одного ребенка в детских оздоровительных центрах, детских дошкольных учреждениях; Nдет – численность детей в детских оздоровительных центрах и детских дошкольных учреждениях; Дпит – количество дней питания в детских оздоровительных центрах и детских дошкольных учреждениях, в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: