Вы увидели жезл и услышали свисток

Право останавливать ваш автомобиль в соответствии с Законом РФ «О милиции» дано любому сотруднику правоохранительных органов – от инспектора по делам несовершеннолетних до начальника паспортного стола. Однако воспользоваться этим правом сотрудник милиции может лишь в случае, если у него имеются достаточные основания полагать, что вы совершили (или намерены совершить) административное правонарушение или – не дай бог! – уголовное преступление. Сотрудникам же ДПС, кроме того, дано право останавливать транспортные средства на стационарных постах ДПС для проверки документов, даже если вы ничего не нарушили.

Однако останавливаться по требованию сотрудника милиции вы обязаны лишь в том случае, если требование вам предельно понятно и относится, безусловно, к вам. Если инспектор ДПС (равно как и любой другой сотрудник милиции) обвинил вас в том, что вы не остановились умышленно, оказали, по его мнению, «злостное неповиновение», и пригрозил арестом на 15 суток, напомните инспектору, что за такое правонарушение новый Кодекс не предусматривает административный арест. Да и само понятие «злостное неповиновение» из Кодекса уже исключено. Статья 12.25 КоАП карает невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке лишь штрафом в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Будьте предельно осторожны, если требование остановиться в темное время суток на пустынной дороге вам предъявил человек в милицейской форме, выбежавший из кустов. Милицейская форма – еще не подтверждение его принадлежности к правоохранительным органам – мундир можно купить на Арбате. Поэтому, не выключая двигатель, не выходя из машины, а лишь чуть опустив стекло, корректно предложите якобы сотруднику ДПС вызвать милицейский патруль, либо доехать в его сопровождении до ближайшего поста ДПС или отдела внутренних дел. И хотя такой порядок действий не предусмотрен законодательством, он прочно устоялся на практике.

Прежде чем передавать в руки инспектору документы, поинтересуйтесь, с кем вы имеете дело (вопреки требованию Приказа МВД № 329 сотрудники ГИБДД редко представляются сами) – попросите предъявить вам служебное удостоверение и перепишите «анкетные данные». Свои документы передавайте в руки инспектору ДПС, по возможности, при свидетелях, ибо жуликоватые сотрудники ГИБДД с целью вымогательства нередко прячут один из документов в карман (чаще – доверенность) и утверждают, что ее не было...

Передав документы, не ходите на полусогнутых за инспектором: правила дорожного движения не обязывают вас выходить из машины.

Понятно, что сотрудники ДПС останавливают, как правило, для предъявления обвинения в нарушении ПДД. Однако со вступлением в силу нового Кодекса обвинять водителей в чем-либо им стало значительно труднее, поскольку Кодекс статьей 1.5 впервые в российской административной практике закрепил конституционный принцип презумпции невиновности. Таким образом, отныне, в соответствие не только со статьей 49 Конституции РФ, но и с новым КоАП РФ, водитель, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении, не обязан доказывать свою невиновность. Он считается невиновным, пока его вина не будет полно и всесторонне доказана стороной обвинения. Более того, даже при наличии неопровержимых доказательств виновности водитель будет считаться невиновным до тех пор, пока не вступит в законную силу постановление о наложении на него взыскания – то есть лишь через десять дней с момента вынесения одного из решений: предупредить, оштрафовать или лишить…

Таким образом, если вы не совершали правонарушения, не согласны с обвинением, независимо от масштаба якобы совершенного вами деяния (не пристегнулись ремнем безопасности, выехали на встречную, превысили скорость), требуйте документальных доказательств вашей виновности.

Важно помнить, что в соответствие со статьей 26.2 нового Кодекса не все может служить доказательством вины. Доказательствами могут быть лишь протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения водителя, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, вещественные доказательства, а также показания специальных технических средств. Поскольку имеющиеся на вооружении у ГИБДД морально устаревшие технические средства (в частности, приборы измерения скорости «Барьер», «Сокол», «Искра» и т.п.), как правило, не выдают распечатку (служащую документальным доказательством нарушения ПДД) с указанием государственного регистрационного номера автомобиля и его фотографией, времени и места совершения правонарушения, данных о собственнике автомобиля, такие неубедительные доказательства, по сложившейся практике, чаще всего во внимание судом не принимаются.

Однако даже собранные воедино все перечисленные выше доказательства могут и не быть положены в основу обвинения, ибо, как гласит статья 26.11 нового Кодекса, при рассмотрении дела доказательства подлежат оценке. И должностное лицо или суд может посчитать неубедительными или недостаточными те или иные доказательства. Более того, Кодексом установлено, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, то есть: если их предъявил не простой сержант, а целый генерал, это вовсе не значит, что такие доказательства – на рубль дороже.

Между тем, если у вас имеются доказательства своей невиновности, нет смысла томиться в ожидании сбора доказательств вашей вины: предъявите в свое оправдание (и опять-таки - это ваше право, но не обязанность!) любые, кажущиеся вам убедительными, доказательства своей невиновности. Таковыми, в частности, могут быть показания ваших пассажиров. Потребуйте у инспектора ДПС не только вписать их в протокол в качестве свидетелей, но и привлечь в качестве таковых. А на его возражения типа «Жена – не свидетель, а заинтересованное лицо», напомните ему статью 25.6 нового Кодекса: в качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению.

Таким образом, в качестве свидетеля может выступать любой дееспособный гражданин (независимо от степени родства), который что-либо видел или слышал. Стало быть, свидетелями могут быть и теща, и начальник, и присутствовавший при нарушении вами ПДД весь личный состав отдела ГИБДД.

Следует иметь в виду, что инспектор ДПС в ответ на ваше требование внести вашу жену в протокол, может попытаться оказать на нее психологическое давление. Выглядит это чаще всего так: «Вы, гражданочка, видели, что ваш муж выехал на полосу встречного движения. А, защищая мужа, намерены, похоже, лжесвидетельствовать. Знайте, что вы можете быть привлечены к ответственности за дачу заведомо ложных показаний».

В этом случае от дачи показаний (если они будут явно ложными) лучше отказаться вообще. А на настойчивое требование инспектора свидетельствовать против супруга (равно как и против самого себя) отвечать строго по закону: «В соответствие со статьями 51 Конституции РФ и 25.6 нового Кодекса, я не обязана давать показания против своих близких родственников».

Существует представление о том, что отказ от объяснений означает несогласие с обвинением. Это глубокое заблуждение! Отказ от письменных объяснений (то есть молчание) чаще всего расценивается как знак согласия. Более того, в случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии отказ от письменных объяснений нередко рассматривается (вопреки, разумеется, нормам права) как признак крайней степени опьянения, при которой водитель даже не сумел попасть авторучкой в протокол… Поэтому, если обвинение в нарушении ПДД представляется вам несостоятельным, не отказывайтесь от изложения своей точки зрения в протоколе. Если же нечего сказать по существу, пишите коротко: «Не согласен! Требую рассмотреть дело в присутствии защитника». Позже разберетесь – с чем же вы не были согласны…

И обязательно подписывайте протокол в его предпоследней графе «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело…», ибо опасаться нечего: сама подпись не означает признания вами вины.

Не отказывайтесь от подписи и в той части протокола, которая гласит, что вам в соответствие со статьей 28.2 КоАП РФ разъяснены ваши права и обязанности (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться помощью защитника…), а также о том, что с протоколом вы ознакомлены и его копию получили. Но и то – лишь в случае, если перечисленное выше было сделано. Если же инспектор не разъяснил вам ваши права или, разъяснив, в нарушение требований статьи 28.2.4 КоАП РФ не дал ознакомиться с протоколом, прежде чем подписать четвертую строчку снизу, вычеркните то, чего на самом деле не было.

Не поддавайтесь на провокацию: никогда и ничего не пишите в своих объяснениях под диктовку инспектора. Нередко, составляя протокол, сотрудники ДПС ласково просят чистосердечно в чем-нибудь признаться в обмен на мягкое наказание. Помните, что по серьезным правонарушениям (управление в нетрезвом состоянии, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, выезд на встречную полосу и т.п.) обещание помиловать дает один - рядовой сотрудник ДПС, а казнит совсем другой - его начальник или судья. И крестьянин помещику – не указ.

Имейте в виду, что вы вовсе не обязаны отвечать на вопрос инспектора ДПС о месте вашей работы. Ведь нередко упомянутая вслух высокооплачиваемая должность в солидной компании провоцирует инспектора ДПС к вымогательству. Более того, если в протоколе с ваших слов будет указано место работы, сотрудник ГИБДД в случае вашего отказа оплатить штраф добровольно, направит исполнительный лист в вашу бухгалтерию, которая обязана будет вычесть сумму штрафа из вашей зарплаты. Запись в протоколе «не работает» отобьет охоту взыскивать с вас штраф и судебному приставу, ибо при отсутствии у вас стабильного источника заработка ему придется описывать имущество на 50 рублей и обращать его в доход государству. А для пристава это – неслыханная морока…

При составлении инспектором ДПС протокола не говорите ему о его ошибках. Не подсказывайте, что в соответствие со статьей 28.2 Кодекса в протоколе обязательно указываются дата и место его составления, должность и фамилия инспектора, сведения о вас, данные о свидетелях (если таковые имеются), место, время совершения и суть правонарушения, а также статья Кодекса, предусматривающая ответственность. Помните, что протокол, составленный с нарушением требований Кодекса, может быть признан не имеющим юридической силы, поскольку, как гласит статья 26.2.3 КоАП РФ, «не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона».

Стало быть, не указывая инспектору ДПС на его ляпы, вы лишите своего обвинителя зачастую единственного имеющегося у него доказательства вашей вины в виде протокола…

И всегда требуйте выдать вам его копию, желательно – в графе «Объяснения…». В отличие от старого Кодекса, который прямо обязывал сотрудников ДПС вручать вам сей документ, статья 28.2.6 нового установила, что копия вручается водителю под расписку только по его просьбе. В противном случае, не имея копии протокола, вы не будете знать, кто и в чем вас обвиняет. И на кого, и за что жаловаться.

По новому Кодексу инспектор ДПС имеет право задержать у вас водительское удостоверение лишь в тех случаях, если вы совершили грубое правонарушение (управляли в нетрезвом виде, превысили скорость более чем на 60 километров в час, отказались от медосвидетельствования, выехали на встречную и т.п.), то есть совершили деяние, за которое предусмотрен (как один из вариантов) не только штраф, но и лишение права управления.

В этом случае инспектор обязан будет выдать вам взамен изъятых «прав» временное разрешение на право управления.

Если вы не будете оспаривать свою вину, а совершенное вами правонарушение не потянет на лишение, инспектор не обязан будет составлять протокол. В этом случае он сразу же наградит вас постановлением-квитанцией с указанием суммы штрафа, которую вы должны будете заплатить (юристы считают, что прямо на дороге, милиция полагает, что только в сберкассе). При назначении наказания в виде штрафа он должен будет учитывать характер содеянного вами, вашу личность и смягчающие вашу вину обстоятельства, и выбрать сумму штрафа, исходя из предусмотренной КоАП РФ вилки – от и до…

Определяя сумму штрафа, скажем, за превышение скорости, инспектор ДПС будет руководствоваться несусветной глупостью, заложенной в Кодекс его авторами. Она бросится вам в глаза уже при беглом взгляде на таблицу штрафов.

Превышение скорости на 10-20 км/час; размер штрафа - 0,5 МРОТ.

Превышение скорости на 20-40 км/час; размер штрафа - 1 МРОТ.

Превышение скорости на 40-60 км/час; размер штрафа - 1-3 МРОТ.

Превышение скорости более чем на 60 км/час; размер штрафа - 3-5 МРОТ.

Вспомнив элементарную арифметику, вы поймете, что такой градации не может быть, ибо одна и та же цифра не может присутствовать в двух разных группах. Это – закон, не имеющий исключений! Ведь выходит, что за превышение скорости на 20 километров в час с нарушителя можно слупить сразу по двум «тарифам» – и половину МРОТа, и один МРОТ!.

Между тем, градация должна быть строгой и без всяких вилок, дающих право наказывать в зависимости от настроения и материальных претензий инспектора, а именно:

Превышение скорости от 10 до 20 км/час (включительно); размер штрафа - 0,5 МРОТ.

превышение скорости свыше 20 км/час до 40 км/час (включительно); размер штрафа - 1 МРОТ.

превышение скорости свыше 40 км/час до 60 км/час (включительно); размер штрафа - 3 МРОТ.

превышение скорости свыше 60 км/час; размер штрафа - 5 МРОТ.

Одако с инспектором по этому поводу не спорьте: виноват не он, а неучи-депутаты, сочинившие околесицу.

А вот получив из рук инспектора свои документы, внимательно изучите водительское удостоверение: если вы оказались победителем, не исключено, что на вашей фотографии в «правах» появились характерные метки — проколотые булавкой нос или глаза, равно как и точки, нанесенные на лице авторучкой.

По неписаному правилу такая отметина является сигналом другим инспекторам ДПС о том, что перед ними “клиент”, которого если и не удастся развести, то следует хотя бы помучить. И такому “клиенту” гаишное братство из чувства солидарности с удовольствием отомстит за попранную честь своего коллеги.

При первых же признаках чьего-либо вмешательства в целостность удостоверения немедленно поменяйте его в МРЭО на новое вследствие порчи.

Затраты на получение дубликата в любом случае обойдутся дешевле, чем стоимость восстановления нервной системы, подорванной в бесконечных конфликтах на дороге.

Виктор Травин

Вы выехали на встречную…

Утратившая со вступлением в силу нового Кодекса былой облик монстра, лишенная права по пустякам задерживать водительские удостоверения и брать (в нарушение закона) деньги на месте, ГИБДД взяла реванш: отодвинув на задний план самое экономически «рентабельное» для нее правонарушение - пьянку за рулем, на первую строчку гаишного хит-парада она возвела нарушение, именуемое выездом на полосу встречного движения. Со сменой «ориентации», статья 12.15 нового Кодекса, таким образом, стала основной статьей милицейского дохода.

Понятно, что поворот налево в запрещенном для этого месте и грозящий штрафом в 50 рублей вряд ли подвигнет водителя на солидную взятку с целью «мирно разойтись». Желание поделиться с инспектором ДПС может возникнуть лишь в том случае, если пересечение двух сплошных инспектор ДПС квалифицирует как выезд на встречную, ибо санкции за такое деяние весьма суровы – от 500 рублей штрафа до четырех месяцев лишения права управления! А потому сегодня вопреки нормам закона под «статью» о лишении сотрудники ДПС правдами и неправдами подгоняют всех водителей, так или иначе переехавших две сплошные линии разметки.

За весьма небольшой период со дня вступления в силу нового КоАП РФ Госавтоинспекция якобы за выезд на встречку возбудила несколько десятков тысяч дел в отношении столичных водителей и более полумиллиона – в отношении водителей «всея Руси»!

Бесспорно: движение навстречу транспортному потоку – один из самых опасных видов правонарушений. Но бесспорно и другое: не всякий водитель, оказавшийся на полосе встречного движения, в соответствии с новым Кодексом и Правилами дорожного движения совершил (как это ни парадоксально звучит) именно выезд на встречную…

Возможность трактовать как выезд на «встречку» почти любой маневр, придорожным милиционерам подарили размытые формулировки статьи - 12.15 - они не сумели дать ответ на вопрос что считать выездом: разворот в обратном направлении, поворот в запрещенном для это месте налево или движение вперед по встречной с целью обгона или объезда глухой пробки?

Попытки выяснить в органах ГИБДД, что есть что, завершились крахом. Устранить сей казус, играющий на руку нечистоплотным придорожным милиционерам, и расставить все по своим местам помогли суды. Пресненский районный суд столицы, например, (равно как и десятки других судов, рассматривавших подобные дела) не усмотрел в действиях водителя Ф. факт выезда на полосу встречного движения, поскольку водитель пересек две сплошные линии разметки для разворота и движения в обратном направлении – подальше от пробки. И поэтому был наказан судьей не лишением права управления (как того с пеной у рта требовали сотрудники ГИБДД Центрального округа столицы), а только штрафом в пять червонцев за разворот в запрещенном для этого месте. То есть, в соответствие с частью 2 статьи 12.14 нового кодекса.

Судебная практика, таким образом, уже десятки раз опровергла устойчивое представление придорожных милиционеров о том, что любое пересечение двух сплошных это – всегда (независимо от направления дальнейшего движения) есть выезд на «встречную» полосу.

Это значит, что примерно 60 процентов протоколов якобы о выезде на полосу встречного движения были составлены и продолжают составляться незаконно.

Однако не всякому крутящему баранку известно, что инспектор ДПС, не моргнув глазом, лихо подменяет одно правонарушение другим. А потому часть обманутых водителей по-прежнему подвергается (о! «счастливчики»…) штрафу в 500 рублей, а другая (неспособная толком объяснить, какой маневр совершал автомобиль) в судебном порядке лишается права управления на срок до четырех месяцев! Столь же плохо осведомленная, но более состоятельная прослойка водителей во избежание отлучения от баранки с печатью вины на челе сразу платит вымогателю в милицейском мундире до 100 американских рублей!

Понятное дело, аппетиты мздоимцев, опережая темпы инфляции, безудержно растут. И уже нередки случаи, когда сотрудники ДПС зарабатывают себе премиальные методом спланированных провокаций: они останавливают грузовики для проверки документов аккурат посреди проезжей части, вследствие чего для автомобилей, следующих в попутном направлении, выезд на встречку становится неизбежным…

Сотрудникам ДПС, умышленно провоцирующим выезд на встречную или пересечение двух сплошных, активно помогают подельники из дорожно-эксплуатационных служб: на некоторых дорогах (особенно за городской чертой) они не предусмотрели достаточного количества мест для разворотов. Но даже там, где по плану таковые и существовали, за последние четыре месяца в большинстве своем они начали скоропостижно исчезать. Чтобы проехать, например, в аэропорт Шереметьево, двигаясь со стороны Зеленограда, необходимо проскочить аэропорт и развернуться едва ли не у самой Москвы! Понятно, что при наличии благоприятных условий, избежать соблазна повернуть там, где удобно, а не там, где положено, не удается почти никому.

Новые методы окучивания водителей под прикрытием Кодекса предполагают и новые способы самозащиты. А потому всякий раз, когда в ваш адрес выдвигается обвинение в выезде на полосу встречного движения (притом, что вы, развернулись и уехали в обратном направлении или повернули налево в запрещенном для таких маневров месте), обязательно напишите в протоколе, что инспектор ДПС неправильно квалифицировал ваши действия, ибо ваши действия в первом случае, как правило, подпадают под санкцию статьи 12.14, а во втором – под санкцию статьи 12.16. И за такие правонарушения предусмотрен штраф всего лишь в 50 рублей!

Привлеките к делу свидетелей и потребуйте вписать их в протокол. Если вы действительно, дабы не стоять в пробке, развернулись (а не рванули вперед по встречной), то свидетелей из числа дышавших вам в «спину», у вас будет предостаточно. Это, пожалуй, единственный прок от пробок…

Будьте начеку, если вдруг на вашем пути подозрительно раскорячится автомобиль, провоцируя вас на объезд препятствия по встречной полосе. Запишите его государственный регистрационный номер и номер хотя бы одной из мимо проезжающих машин – вам потребуются свидетели. И если за поворотом вас встретит милицейская засада, в протоколе об административном правонарушении обязательно укажите, что дорожная ситуация была спровоцирована самими сотрудниками ДПС, которые вместо принятия неотложных мер по устранению причины, создающей угрозу жизни людей и безопасности дорожного движения (как того требует от них приказ МВД № 297), занимаются лишь фиксацией последствий.

Но не спорьте с инспектором на дороге: даже если перед ним уже не стоит задача набить карманы, сходу разобраться в правовых тонкостях ему все равно не удастся. Явитесь в ГИБДД и потребуйте направить ваше дело якобы о выезде на встречную полосу судье, ибо, как показывает опыт, только суд сумеет объективно определять, какой именно пункт Правил дорожного движения (или приказа министра внутренних дел) и кем был нарушен.

И помните: чем больше будет таких судебных решений, тем быстрее будет ликвидирована основная статья доходов придорожных милиционеров.

Виктор Травин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: