1. Под профориентационным консультированием в школе понимается деятельность консультанта, направленная на оказание им помощи учащимся различных возрастных групп в решении проблем, связанных с выбором профессии и дальнейшим обучением. Профконсультант с помощью различных средств определяет интересы и способности молодых людей, причем как умственные, так и физические; учит их лучше узнавать самих себя и информирует их о профессиях и характере обучения в различных учебных заведениях.
Выделяются следующие компоненты деятельности профориентаиионного консультирования:
• профориентация;
• обучение основам профессии;
• трудоустройство.
Как и любой другой вид психологического консультирования, профориентационное консультирование должно базироваться и быть регламентировано определенными принципами работы.
Существуют следующие принципы работы по профориентаиионному консультированию в школе:
• включенность учащегося в процесс собственной профориентации, предполагающая развитие у него сознательного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистичной оценки всей совокупности информации;
• гуманизация профориентации, то есть использование личностно-ориентированной модели образования, предполагающей развитие личности с учетом ее самоидентичности и уникальности, и осуществление профориентации на основе идеи личностного выбора, которая состоит в обращении к индивидуальным особенностям человека и его максимальному самовыражению в профессиональном самоопределении;
• открытая модель профориентации, предполагающая:
- взаимодействие и сотрудничество с другими структурами системы профориентации, с различными социальными институтами: структурами послешкольного профессионального образования (ПТУ, СПТУ, вузы и др.), службами, занимающимися трудоустройством молодежи, предприятиями, фирмами и т. д.;
- включение элементов профориентации в программы общего образования и профессиональной подготовки через преподавание различных профориентационных дисциплин и предметов;
• непрерывность процесса профориентации, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего срока обучения ребенка в общеобразовательной школе, а также, возможно, и после ее окончания;
• учет возрастных особенностей учащихся при разработке содержания, форм и методов деятельности профориентационного консультирования.
2. Цель профориентационного консультирования заключается в помощи и содействии молодежи, впервые вступающей во "взрослую жизнь", на рынок труда, а также в усилении ее социальной защищенности.
Исходя из специфики этой цели, выделяются задачи каждого из трех компонентов деятельности по подготовке учащихся к выбору профессии:
• задачи профориентации, которые включают в себя:
- информирование о состоянии и перспективах развития рынка труда, сферах деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом, требованиях, предъявляемых ими к личности, путях получения профессии, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства;
- изучение профессиональных интересов учащихся, выявление их психологических и психофизиологических особенностей;
- предоставление рекомендаций о наиболее приемлемой для них сфере деятельности, направлении профессионального обучения, возможных профессиях и местах трудоустройства и тому подобной информации;
- развитие у учащихся интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств на основе информации, полученной с помощью тестирования, наблюдения и других методов;
- координация совместно с другими подразделениями школы деятельности по подготовке школьников к выбору профессии, методическое руководство ею;
• задачи обучения основам профессии, включающие в себя:
- организацию обучения с учетом опережающего прогноза потребностей рынка труда путем овладения старшеклассниками экономическими, правовыми, психологическими знаниями, специальными умениями в конкретной профессиональной деятельности;
- внедрение в учебные планы школ специальных дисциплин, предметом которых будет являться ознакомление школьников с миром труда и профессий;
• задачи трудоустройства, предполагающие предоставление школьникам информации о временной занятости с целью приобретения ими практического опыта в профессиональной деятельности, умения реалистически оценивать свои возможности, ориентироваться в условиях рыночной экономики.
3. На основе указанных задач выделяются следующие функции деятельности профориентации в школьной системе:
• информационная, заключающаяся в предоставлении учащимся необходимой информации следующего характера:
- об интересующих их профессиях, формах их получения;
- требованиях, которые предъявляются к личности в той или иной профессии;
- личностных особенностях и возможностях учащихся и путях развития той или иной способности, необходимой для получения и дальнейшей работы по выбранной специальности;
- местах трудоустройства;
• диагностическая, заключающаяся в проведении психологического и медицинского обследований учащихся на предмет выявления психологических и психофизиологических особенностей их личности;
• обучающая, заключающаяся в осуществлении обучения школьников основам профессии;
• развивающая, заключающаяся в проведении специальных занятий с учащимися, ориентированных:
- на развитие самосознания, способности к самостоятельному выбору, принятию самостоятельных решений;
- формирование чувства ответственности за принятые решения;
- проведение коррекционных занятий по развитию необходимых для выбранной специальности способностей;
• координационная, заключающаяся в контроле за деятельностью служб школы, занимающихся профориентацией учащихся (учителя, психологи, медики и т. д.) в сотрудничестве со службами трудоустройства и занятости, а также с учебными заведениями, предприятиями, фирмами и другими социальными институтами, оказывающими поддержку службам профориентации.
4. Как и любой вид психологического консультирования, профориентация может носить успешный или неуспешный характер.
Эффективность системы профориентации в школьной системе обеспечивается следующими принципами:
• безусловное соблюдение права личности на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей;
• согласование интересов личности и общества при определении трудового пути;
• обеспечение общего и профессионального развития личности;
• длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;
• деятельностный характер профессиональной ориентации;
• единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности.
5. В каждой из областей деятельности профориентации в школе разработаны свои методы работы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач.
Выделяются следующие методы работы профконсультанта в школе:
• методы, ориентированные на решение информаиионных задач профконсультирования:
- массовые мероприятия с учетом возрастных особенностей школьников (беседы, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, встречи, классные часы со школьниками, лектории для них и их родителей и т. д.);
- составление и распространение справочно-информационных буклетов "Памятка выпускнику", "Кем быть?" и т. д.;
- организация и проведение круглых столов и конференций с работодателями по вопросам трудоустройства молодежи;
- сбор и работа со справочно-информационной и специальной литературой по вопросам профориентации;
- оформление совместно с учащимися стендов, стенгазет, плакатов и других наглядных пособий по профориентации;
- использование аудио-, видео- и других визуальных средств информации;
• методы, ориентированные на осуществление профессионального консультирования:
- групповое консультирование школьников, их родителей по вопросам профориентации;
- тренинга для подростков (тренинг личностного роста, умений, общения и т. д.);
- индивидуальное консультирование школьников и их родителей;
- оказание информационной и методической помощи учителям, классным руководителям и руководителям образовательных учреждений, а также руководителям или представителям предприятий, организаций и фирм;
• методы профессиональной диагностики:.
- тестирование школьников для определения их личностных особенностей в процессе выбора профессии, направления профессионального образования и предоставление им соответствующей информации;
- проведение различных деловых игр с целью выявления личностных особенностей школьников и их профессиональных умений и навыков, необходимых для выбранной специальности;
• методы обучения основам профессии:
- спецкурсы по профессиоведению: знакомство с миром профессий, информация о специфике различных профессий, отраслей, специализаций и т. п.;
- спецкурсы по обучению стратегии выбора профессии, поиска работы и т. п.;
- начальное профессиональное обучение какому-либо виду деятельности (школы юного менеджера, экономиста, биолога, химика и т. д.);
- профессиональные пробы, моделирование профессиональной деятельности;
- поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практические работы, творческие задания и др.
6. На современном этапе в рамках профессионального консультирования в школьной системе приобретает популярность развивающая профориентационная консультация.
Развивающая (активизирующая) профконсультаиия имеет следующие отличительные особенности:
• предполагает активность самого субъекта в процессе решения задачи профориентационного выбора;
• имеет цель активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению',
• включает:
- работу с учащимися разных возрастных групп,
- перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности;
-отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточение основного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок;
• основана на гуманистическом подходе к профконсультированию.
7. Как и любой другой вид психологического консультирования, профориентация должна проводиться по специально разработанная схеме.
Существует следующая схема профориентаиионного консультирования для учащихся:
• выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений;
• формирование образа "идеальной" профессии;
• анализ мира профессий и конкретизация "идеального" образа в виде возможных вариантов профессий;
• анализ психологических портретов реальных профессий,
• изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося;
• сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий, которые были выбраны как возможные;
• уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.
Все этапы профконсультации служат одной цели — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.