АГНОЗИЯ - нарушение процессов узнавания, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различаются зрительная, слуховая, осязательная, пространственная и другие виды агнозии.
АГРАММАТИЗМ – ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций, включающих союзы, предлоги, согласования слов, их порядок в предложении и другие (пассивный А.).
АГРАФИЯ – вид нарушения письма, возникающий при различных расстройствах речи. Проявляется либо в полной неспособности писать, либо в грубом написании слов, пропусках слогов и букв, невозможности соединять буквы в слова.
АКАЛЬКУЛИЯ – нарушение счета и счетных операций вследствие поражения различных отделов коры головного мозга. При этом часто сохраняется способность узнавать цифры и писать их под диктовку.
АЛАЛИЯ – отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей при сохранном слухе и первично сохранной возможности умственного развития.
|
|
АЛЕКСИЯ – вид нарушения чтения, возникающий при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.
АМБИДЕКСТРИЯ – одинаковое развитие функций обеих рук. Может быть врожденной или сформироваться в процессе специальных тренировок.
АМНЕЗИЯ – нарушение памяти с утратой способности запоминать, сохранять, узнавать и воспоизводить информацию. Возникает при различных локальных поражениях мозга.
АНАЛИЗАТОР – относительно автономная органическая система, обеспечивающая прием и переработку специфической (т. е. в рамках одной модальности – слуховой, зрительной и т. д.) сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ЦНС. Состоит из трех морфофункционально различных отделов: рецепторы в различных органах чувств, проводящие нервные волокна и корковый конец анализатора в коре головного мозга. Термин введен И. П. Павловым.
АНАМНЕЗ – совокупность сведений от родителей или лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребенка.
АПРАКСИЯ – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
АТАКСИЯ – нарушение моторики, проявляющееся в виде расстройства координации движений.
АУТИЗМ – болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира.
АФАЗИЯ – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.
|
|
АФФЕКТ – нервно-психическое возбуждение. Это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, возникающее под воздействием психотравмирующих ситуаций и эмоциональных реакций различного характера. А. сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Чаще наблюдается у лиц с неустойчивой психикой.
ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ – возникают опосредованно в процессе задержанного, искаженного или нарушенного развития ребенка. Являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.
ГИДРОЦЕФАЛИЯ – водянка мозга, заболевание, при котором желудочная система мозга расширена за счет избыточного количества спинномозговой жидкости (ликвора). Может быть как самостоятельнгым наследственным заболеванием, так и осложнять течение других форм аномального развития. Тяжелая гироцефаля у детей может повлечь за собой умственную отсталость, церебральные параличи, нарушения речи и слуха.
ДЕПРИВАЦИЯ – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека, а в особенности ребенка, в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей.
ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ – патологическое формирование личности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, с комбинированными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
ДЕЦИБЕЛ (дБ) – единица измерения интенсивности (силы) звука. В дБ принято измерять слуховые пороги у слабослышащих детей.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение звукопроизносительной стороны речи, ее темпа и выразительности вследствие органического поражения ЦНС. Обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата со стороны заднелобных и подкорковых отделов головного мозга.
ДИСГРАФИЯ – вид нарушения письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перстановки букв и слогов, слияние слов. В основе лежит неразвитость фонематического слуха и недостатки произношения.
ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – это актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования. Понятие введено Л. С. Выготским.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (термин Л. С. Выготского- это уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого (а также продвинутого сверстника, по Д. Б. Эльконину). Это потенциальные возможности развития ребенка.
ИННЕРВАЦИЯ – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ – система психолого-медико-социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка.
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
ОНТОГЕНЕЗ – процесс индивидуального, прижизненного развития организама, представляющий собой совокупность взаимосвязанных анатомических, физиологических, психологических и иных изменений в организме. Онтогенез как развитие индивида сопоставляется с филогенезом как развитием вида.
ПАТОГЕНЕЗ – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
|
|
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения или слуха при поражении анализаторов).
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ – период после рождения ребенка.
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ – период до рождения ребенка.
РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ – психические расстройства, возникающие в результате психических травм и не связанные с органическим поражением ЦНС.
СИНДРОМ – определенное сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением.
ТОКСОПЛАЗМОЗ – паразитарное заболевание, заражение которым может происходить от диких и домашних животных. Токсоплазма может проникать сквозь плацентарный барьер, вызывая гибель плода или приводя к грубым порокам развития – водянке мозга, расщеплению верхней губы, отсутствию или недоразвитию конечностей и другим.
ФОНАЦИЯ – голосообразование.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем. Является основой для овладения звуковой стороной языка.
ЦНС (ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА) – это центральная часть нервной системы, состоящая из головного и спинного мозга, которая наряду с периферической частью, состоящей из нервов, нервных клеток, нервных узлов, ганглий и сплетений, обеспечивает связь организама с внешней средой, адекватные психические и физиологические реакции на изменения во внешней и внутренней среде, координирует и регулирует деятельность всех систем и органов организма, обусловливая их функциональное единство.
ЭНЦЕФАЛИТ – инфекционное заболевание головного мозга, возникающее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных организмов.
ЭТИОЛОГИЯ – учение о причинах возникновения болезней (нарушений развития).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Власова Т. А., Певзнер М. С. и др. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
2.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
3.Дети с задержкой психического развития /под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1984
|
|
4.Дефектологический словарь. – М., 1970
5.Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. – 1989. - №2
6.Зайцева Г. Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи // Дефектология. – 1995. - №2.
7.Закон “О социальной защите инвалидов в РФ” – 1995.
8.Закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) от 18 июля 1996г.
9.Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2000
10.Коваленко Б. И. Тифлопедагогика. – М., 1975
11.Коррекционная педагогика / под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1998
12.Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 1990
13.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986
14.Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000
15.Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2001.
16.Сурдопедагогика / под ред М. И. Никитиной. – М., 1989
17. ФиличеваТ. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989
18. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................4
Глава I Характеристика детей с ограниченными возможностями
1.1.Дети с задержкой психического развития....................................................6
1.2. Дети с умственной отсталостью...................................................................8
1.3. Дети с нарушениями слуха...........................................................................12
1.4. Дети с нарушениями зрения.........................................................................15
1.5. Дети с нарушениями речи.............................................................................18
1.6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата...............................21
1.7. Дети с синдромом раннего детского аутизма..............................................27
1.8. Дети со сложными и множественными нарушениями развития...............29
ГлаваII Законодательное закрепление социального статуса детей с ограниченными возможностями
2.1. Основные международные документы по проблемам аномального детства..............................................................................................................................32.
2.2. Государственная политика России в отношении к детям с ограниченными возможностями.................................................................................................................44
Глава III Организация помощи детям с ограниченными возможностями
3.1. Система социальных институтов коррекционной направленности..........47
3.2. Организация ранней помощи.........................................................................52
3.3. Реабилитационная помощь детям с ограниченными возможностями.......56
3.4.Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.................................................................................................................64
Краткий словарь терминов....................................................................................65
Список литературы................................................................................................69
Оглавление………………………………………………………………………..70
Учебное издание