Краткая характеристика умений и возможностей

Ребенок перешагнул через важный возрастной рубеж 6 месяцев. Он очень повзрослел.

Полугодовалый малыш самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на ноги. И, самое важное, ползает.

Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то это является хорошим пока­зателем его развития. Но вы, вероятно, знаете детей, которым пропустили этот этап, и существует мнение, что ползание — это потерявшая смысл стадия развития человека.

Было бы большой ошибкой согласиться с таким мнением, потому что ползание является тем естественным, доставляющим много удовольствия ребенку, упражнением, благодаря которому укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать, так как качество этих актов в большой степени зависит от уп­ражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение.

Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к году ходил, но еще более важно, как он сидит и как ходит, потому что неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба деформирует ноги. Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четве­реньках оно более совершенно и становится как бы «предходьбой».

В какой-то момент первого года жизни ползающий на животе младе­нец делает одно очень важное открытие. Он обнаруживает, что способен встать на четвереньки и двинуться вперед, не елозя животом по полу.

Некоторое время он может ползать на четвереньках, выбрасывая впе­ред обе руки вместе, а затем также вместе подтягивая к ним ноги. Это будет очень похоже на кроличьи прыжки и такой способ передвижения называется гомологическим.

Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно правые руку и ногу, он ставит их, а потом также одновременно подтягивает левые руку и ногу. Такое движение называется гомолатеральным.

Ну и, наконец, он может передвигаться самым эффективным спосо­бом. Младенец упирается на левую руку и правую ногу и при этом под­тягивает вперед правую руку и левую ногу. Затем он переносит центр тяжести на них и начинает подтягивать левую руку и правую ногу. Это называется перекрестным видом движения и является самым эффектив­ным способом ползания.

В то время как ползание на животе — это движение ради самого движения, ползание на коленках — это целенаправленная деятельность.

После 6-7 месяцев пределы манежа, а тем более детской кроватки, уже не обеспечивают все растущие потребности малыша в движении. Ребенок нуждается в большей свободе, поэтому дайте ему возможность ползать по полу, по низким широким диванам, креслам; соорудите ему горку, чтобы малыш мог влезать и самостоятельно спускаться, вставать и ходить с опо­рой. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве знакомой ему комнаты, по возможности не ограничивайте его любопытство.

Тяжело ползать на четвереньках по гладкой поверхности (да и вред­но), поэтому лучше постелить на пол ковер. Естественно, пол по-прежне­му должен оставаться чистым, теплым и безопасным.

Заранее уберите с пути малыша все предметы и виды мебели, кото­рые не слишком устойчивы. Помните, двигательные навыки вашего ре­бенка быстро развиваются, завтра он доползет до тех вещей, которые сегодня кажутся вам недоступными для него. Хорошо, если в комнате минимум мебели, но максимум свободного места.

Чтобы стимулировать жажду познания у своего малыша, оставляйте разные интересные предметы в отдаленных углах комнаты. С каждым днем он должен проползать на четвереньках все больше и больше. Нач­ните с того, что позволяйте ему ползать понемногу, но как можно чаще. А затем — все дальше, ведь ему надо изучать окружающий мир и совер­шенствовать свое тело.

«Наши дети не должны тратить свое драгоценное время, сидя в сво­их детских «тюрьмах» — колыбелях, колясках, манежах... Единственное, что может ограничивать детей — так это объятия родителей».

Во втором полугодии жизни ребенок уже способен согласовывать, правильно распределять работу своих мышц (сгибатели и разгибатели конечностей уже полностью уравновешены), поэтому движения становят­ся более целеустремленными и экономными. Так, например, в 5 месяцев ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку бе­рет двумя руками, а в 6-7 месяцев он берет ее одной рукой, переклады­вает из руки в руку, постукивает игрушкой о предметы и т. д.

Только после 6 месяцев дети способны, напрягая одну мышечную группу, например, мышцы спины, одновременно расслаблять мышцы про­тивоположного действия (антагонисты), брюшной пресс. В связи с этим возможны уже более сложные упражнения на координацию движений.

Все упражнения сопровождаются краткими, отчетливыми просьба­ми-инструкциями: сядь, повернись и т. д., которые должны быть всегда одинаковыми и точно соответствовать требуемому действию.

Таким образом, основной целью занятий с ребенком в возрасте от 6 до 9 месяцев становится:

— научить ребенка ползать на четвереньках,

— воспитывать координацию и ритмичность движений,

— развивать понимание речи.
Для этого необходимо:

— часто ласково общаться с ребенком, используя краткие точные речевые инструкции во время занятий,

— дать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа или кроватки,

— вводить новые, более сложные по координации движения.
Что касается массажа, то во втором полугодии можно уже не мас­сировать руки и ноги ребенка. Массаж же спины, живота и груди становится более энергичным и разнообразным, используются все знакомые при­емы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: