Правоприменение (инфорсмент)

К концу 90-х гг. Россия “по степени охвата” своего законодательства в сфере экономики фактически вышла в группу лидеров среди стран с переходной экономикой. Гораздо большее отставание сохраняется по показателю “эффективности” этого законодательства.

Любые прогрессивные изменения в существующем нормативном регулировании провозглашение «диктатуры закона» останутся на бумаге без эффективной и жесткой системы принуждения к исполнению законодательства и контрактных обязательств. Это направление защиты прав собственности на протяжении 90-х гг. оставалось наименее действенным. В настоящее время ситуация такова, что без радикального изменения ситуации в области правоприменения иные меры защиты прав собственности становятся бессмысленны.

Формирование современных отношений частной собственности требует развития специальной экономической и правовой инфраструктуры, обеспечивавшей ее эффективное функционирование. Одним из неотъемлемых элементов такой инфраструктуры является система и механизмы объединения интересов лиц, чьи права нарушены и специализация деятельности по защите таких прав в судебном порядке, обеспечивая при этом компенсацию причиненного ущерба. Обеспечение контрактных обязательств не менее важно, чем сама защита прав собственности - если контрактные обязательства гарантированно защищены и участники хозяйственного процесса уверены в надежности контрактного обязательства.Формирование дисциплины коммерческих обязательств как необходимого условия реализации прав частной собственности представляет собой достаточно сложный процесс, в котором экономические факторы тесно переплетены с социально-психологическими. Важную дисциплинирующую роль должна реформированная судебная система и система исполнения судебных решений.

Важнейшей задачей последних должна быть также формирование в деловой среде цивилизованной “культуры контракта”.

Для эффективной защиты прав собственности (инвесторов) необходимо введение института групповых (коллективных) исков – защиту прав неопределенного круга инвесторов. Необходимо расширение практики косвенных (производных) исков, которыми защищаются права не только группы акционеров, но и корпорации в целом.

Неотъемлемым элементом эффективной системы исполнения законодательства в сфере защиты прав собственности должно быть безоговорочное привлечение к ответственности должностных лиц органов государственной власти, недобросовестные действия которых нанесли прямой ущерб субъекту собственности (инвестору) или стали причиной иных нарушений его прав.

Несмотря на то, что после принятия Закона "Об исполнительном производстве" ситуация с реализацией судебных решений улучшилась, остались нерешенными многие проблемы. Частыми являются нарушения закона об исполнительном производстве, признаки сговора, отсутствие открытого аукциона, занижение цены, неправомерное обращение взыскания не на денежные и иные активы, а только на акции. Это означает, что новый механизм исполнения судебных решений, связанный с ролью судебных приставов, не гарантирует от злоупотреблений. Необходимо совершенствовать порядок исполнительного производства: как по линии развития норм закона «Об исполнительном производстве», так и по конкретным процедурам, обязанностям, вознаграждению, защите и ответственности судебных приставов (закон «О судебных приставах»).

Новое исполнительное законодательство, несмотря на наличие ряда позитивных решений, носит пока переходный характер и должно совершенствоваться по линии предоставления инвесторам дополнительных правовых гарантий. Судебные исполнители не имеют достаточных полномочий и средств для поиска имущества должников и поиск указанного имущества становиться заботой истца, который уже понес существенные судебные издержки. Кроме того, существенные проблемы возникают с исполнением решений третейских судов, а также решений международных судов. Необходимо разработать специальные процедуры принудительного исполнения решений третейских судов по спорам между гражданами и организациями.

Успешная борьба со многими правонарушениями возможна только при помощи конкретных мер административной и уголовной ответственности с соответствующими изменениями в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР.

Важнейшими условиями эффективного правоприменения в России должны стать реформирование институтов государственной власти, обеспечение реальной независимости судебных органов от влияния исполнительных властей, решение комплекса задач по укреплению позиций федерального центра по отношению к субъектам федерации, судебная реформа.

Переход к более эффективному функционированию российской экономики предполагает прежде всего более четко выраженную политическую волю к контролю за соблюдением “правил игры” всеми участниками, к общему укреплению рыночной дисциплины, а вместе с тем переход к осуществлению долгосрочной стратегии, направленной на формирование системы, обеспечивающей условия “самореализации” контрактных обязательств и централизованный государственный инфорсмент прав частной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: