К концу 90-х гг. Россия “по степени охвата” своего законодательства в сфере экономики фактически вышла в группу лидеров среди стран с переходной экономикой. Гораздо большее отставание сохраняется по показателю “эффективности” этого законодательства.
Любые прогрессивные изменения в существующем нормативном регулировании провозглашение «диктатуры закона» останутся на бумаге без эффективной и жесткой системы принуждения к исполнению законодательства и контрактных обязательств. Это направление защиты прав собственности на протяжении 90-х гг. оставалось наименее действенным. В настоящее время ситуация такова, что без радикального изменения ситуации в области правоприменения иные меры защиты прав собственности становятся бессмысленны.
Формирование современных отношений частной собственности требует развития специальной экономической и правовой инфраструктуры, обеспечивавшей ее эффективное функционирование. Одним из неотъемлемых элементов такой инфраструктуры является система и механизмы объединения интересов лиц, чьи права нарушены и специализация деятельности по защите таких прав в судебном порядке, обеспечивая при этом компенсацию причиненного ущерба. Обеспечение контрактных обязательств не менее важно, чем сама защита прав собственности - если контрактные обязательства гарантированно защищены и участники хозяйственного процесса уверены в надежности контрактного обязательства.Формирование дисциплины коммерческих обязательств как необходимого условия реализации прав частной собственности представляет собой достаточно сложный процесс, в котором экономические факторы тесно переплетены с социально-психологическими. Важную дисциплинирующую роль должна реформированная судебная система и система исполнения судебных решений.
|
|
Важнейшей задачей последних должна быть также формирование в деловой среде цивилизованной “культуры контракта”.
Для эффективной защиты прав собственности (инвесторов) необходимо введение института групповых (коллективных) исков – защиту прав неопределенного круга инвесторов. Необходимо расширение практики косвенных (производных) исков, которыми защищаются права не только группы акционеров, но и корпорации в целом.
Неотъемлемым элементом эффективной системы исполнения законодательства в сфере защиты прав собственности должно быть безоговорочное привлечение к ответственности должностных лиц органов государственной власти, недобросовестные действия которых нанесли прямой ущерб субъекту собственности (инвестору) или стали причиной иных нарушений его прав.
|
|
Несмотря на то, что после принятия Закона "Об исполнительном производстве" ситуация с реализацией судебных решений улучшилась, остались нерешенными многие проблемы. Частыми являются нарушения закона об исполнительном производстве, признаки сговора, отсутствие открытого аукциона, занижение цены, неправомерное обращение взыскания не на денежные и иные активы, а только на акции. Это означает, что новый механизм исполнения судебных решений, связанный с ролью судебных приставов, не гарантирует от злоупотреблений. Необходимо совершенствовать порядок исполнительного производства: как по линии развития норм закона «Об исполнительном производстве», так и по конкретным процедурам, обязанностям, вознаграждению, защите и ответственности судебных приставов (закон «О судебных приставах»).
Новое исполнительное законодательство, несмотря на наличие ряда позитивных решений, носит пока переходный характер и должно совершенствоваться по линии предоставления инвесторам дополнительных правовых гарантий. Судебные исполнители не имеют достаточных полномочий и средств для поиска имущества должников и поиск указанного имущества становиться заботой истца, который уже понес существенные судебные издержки. Кроме того, существенные проблемы возникают с исполнением решений третейских судов, а также решений международных судов. Необходимо разработать специальные процедуры принудительного исполнения решений третейских судов по спорам между гражданами и организациями.
Успешная борьба со многими правонарушениями возможна только при помощи конкретных мер административной и уголовной ответственности с соответствующими изменениями в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР.
Важнейшими условиями эффективного правоприменения в России должны стать реформирование институтов государственной власти, обеспечение реальной независимости судебных органов от влияния исполнительных властей, решение комплекса задач по укреплению позиций федерального центра по отношению к субъектам федерации, судебная реформа.
Переход к более эффективному функционированию российской экономики предполагает прежде всего более четко выраженную политическую волю к контролю за соблюдением “правил игры” всеми участниками, к общему укреплению рыночной дисциплины, а вместе с тем переход к осуществлению долгосрочной стратегии, направленной на формирование системы, обеспечивающей условия “самореализации” контрактных обязательств и централизованный государственный инфорсмент прав частной собственности.