Российская наука за многолетнюю историю внесла неоценимый вклад в развитие нашей страны. Достижения отечественных ученых в значительной степени обусловили положение России как мировой державы.
Россия имеет потенциал развития практически во всех областях научно-технического прогресса. Это составляет не только предмет национальной гордости, но и стратегический ресурс, способный дать России огромные экономические выгоды.
Окончание XX века Россия встретила в состоянии кризиса научно-технологической сферы. В условиях резкого сокращения государственного финансирования и падения производственного заказа наука почти полностью исчерпала внутренние ресурсы развития. Сегодня вопрос о том, будет ли Россия государством с мощной экономикой и высокотехнологичным уровнем промышленности, восстановит ли она сильную науку, а отечественные ученые свои позиции в мировом научном сообществе, стоит как никогда остро.
В настоящее время состояние сферы науки характеризуется следующими основными параметрами.
|
|
Финансирование и материально-техническое обеспечение. За последние десять лет затраты на научные исследования и разработки сократились более чем в пять раз, в результате доля затрат на науку в ВВП к 1999 году стала равной 0.97%, что в два раза меньше как среднего по странам ОЭСР, так и значения аналогичного показателя для России 1990г. (тогда он составлял 2.03%). Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на душу населения в России составляли в 1998 году 61 доллар США, тогда как в США – 794.4 доллара, Японии – 715, Германии – 510.6 долларов. В итоге к 1999 г. по уровню расходов на науку Россия оказалась в группе стран с малым научным потенциалом (Венгрия, Греция, Португалия, Польша). Резкое сокращение финансирования привело, во-первых, к значительному снижению заработной платы в науке. Во-вторых, стало затруднительно обновлять научное оборудование и закупать необходимые лабораторные материалы. Объем основных средств исследований и разработок за 1990-1998 гг. снизился более чем на половину и составил 196 млрд. руб. Коэффициент обновления основных фондов научно-технической сферы в 1998 г. составил лишь 1,7% по сравнению с 10,5% в 1991 г. Еще большую остроту приобрела проблема поддержания и развития опытной базы фундаментальной и прикладной науки.
Научные кадры. Резкое сокращение финансирования науки и ухудшение условий для научно-исследовательской деятельности привели к падению престижа науки в обществе и оттоку кадров из этой сферы деятельности. Численность исследователей уменьшилась за прошедшие десять лет более чем в два раза, при этом доля ученых в средней возрастной группе – от 30 до 40 лет – сократилась обвально, в результате чего под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно произошло резкое старение научных кадров, особенно в организациях Российской академии наук (РАН) и других государственных академий. Проблема «утечки умов» остается актуальной в течение более чем десяти лет и сопровождается все возрастающей проблемой недостаточного притока молодежи в науку. Сегодня менее 8% выпускников вузов выбирают научную карьеру. В итоге в 1999 г. в России на 10 000 занятых приходилось 58 исследователей, тогда как в среднем по странам ОЭСР этот показатель превышал 70 человек.
|
|
Организационная структура науки. Фактическое сокращение научного потенциала не сопровождалось необходимой реструктуризацией сети научных организаций. За истекшее десятилетие число научных организаций сократилось незначительно, а число организаций РАН даже возросло - более чем на 20%.
Приватизация большинства бывших отраслевых НИИ не дала ожидаемого эффекта, поскольку заказ от промышленности практически свелся к нулю. Государству пришлось взять на себя поддержку 58 наиболее крупных прикладных НИИ, получивших статус государственных научных центров (ГНЦ). Однако ГНЦ составляют лишь 2.5% общей численности организаций предпринимательского сектора науки.
Малое инновационное предпринимательство достигло своего «пика» в 1996 году, после чего число малых инновационных предприятий стало ежегодно сокращаться. Та же тенденция характерна и для предприятий с участием иностранного капитала.
Научные результаты и их использование. Снижение количественных и качественных показателей научного потенциала сказалось на результатах научно-технологической деятельности. Сократилось число публикаций и патентов и их цитирование в международных изданиях. Число отечественных патентных заявок в расчете на 10 000 населения – коэффициент изобретательской активности – уменьшился с 1.92 в 1993 году до 1.13 в 1998 году.
Использование имеющихся научных результатов органичивается спецификой процесса их коммерциализации. За прошедшие годы так и не удалось существенно изменить унаследованную с советских времен систему, ориентированную в-основном на удовлетворение государственного спроса. В 90-е годы произошло резкое падение государственного спроса, которое в условиях подавленной инвестиционной активности не компенсировалось спросом со стороны других субъектов экономической деятельности. В результате рыночное равновесие в инновационной сфере установилось на крайне низком уровне. Доля инновационно-активных предприятий сократилась с 16.3% в 1992 году до 5% в 1998 году.
Вместе с тем в России еще сохраняется ряд отраслей экономики, где инновационная активность поддерживается на относительно высоком уровне, что обеспечивает конкурентоспособность на мировом рынке – это химическая и нефтехимическая промышленность, авиационная и аэрокосмические отрасли, приборостроение и судостроение, а также отдельные подотрасли военно-промышленного комплекса.
Государственное регулирование научной и инновационной деятельности. Государственное участие выражается в прямом финансировании науки и инноваций и применении косвенных мер регулирования научно-технологической деятельности. В настоящее время в России объем бюджетного финансирования гражданской науки соизмерим с объемом финансовых ресурсов крупного западного исследовательского университета. Кроме того, доля конкурсно распределяемых бюджетных средств невелика – около 7%, тогда как мировой опыт показывает, что значение этого показателя не должно быть меньше 15%.
Бюджетные средства, выделяемые на развитие инновационной сферы, столь незначительны, что они достаточны для "запуска" только отдельных проектов. Вместе с тем накопленный в последние несколько лет опыт реализации пилотных проектов в области развития инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов показывает, что даже при небольших стартовых вложениях государственных средств могут быть созданы инновационные структуры, способные к саморазвитию. При этом окупаемость вложений только в виде налоговых поступлений не превышает обычно двух лет.
|
|
Нормативно-правовая база. За последние годы в сфере науки были приняты важные документы: "Доктрина развития российской науки", Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", "Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 годов». Они обеспечили правовую основу сохранения и развития научного потенциала страны в переходный период. Однако эффективность их действия была достаточно низкой из-за отсутствия механизмов реализации данных законодательных актов.
Были также разработаны законы, регулирующие отношения в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. Это Законы Российской Федерации «Обавторском праве и смежных правах», Патентный Закон, «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных микросхем и баз данных» и «О промышленных образцах». К сожалению данные законы имеют значительные «пробелы» и во многом не согласованы с остальным законодательством страны. Это служит серьезным препятствием для привлечения инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое производство. Одновременно в отличие от федеральной собственности в виде материального имущества - зданий, сооружений, оборудования и т.п., приносящей государству доход, права государства на интеллектуальную собственность являются источником весьма значительных затрат по оплате патентования и поддержанию в силе охранных документов. Не будучи введенными в оборот, объекты интеллектуальной собственности не приносят никакого дохода, непрерывно устаревают и очень быстро утрачивают реальную возможность использования.
|
|
В России за последние годы возросла открытость и расширилась международная кооперация в научно-технологической области, что стало возможным благодаря предоставлению значительной свободы в выборе направлений деятельности отдельным ученым и исследовательским коллективам и общему улучшению отношений с внешним миром. Увеличилась доля зарубежных источников в структуре финансирования исследований и разработок с практически нулевого уровня в 1991 г. до 10,3% в 1998г. Эти тенденции можно рассматривать как один из немногих позитивных признаков реорганизации научно-технической сферы.
Российские производители наукоемкой продукции активно пытаются осваивать внешние рынки в расчете на реализацию преимуществ, связанных с заниженной, по сравнению с мировой, ценой интеллектуального труда. В ряде отраслей происходит интеграция ведущих компаний в производственные, научно-технические и сбытовые сети европейского и мирового уровня, и таким образом происходит формирование региональных и глобальных технологических альянсов. Для российских организаций участие в альянсах все чаще становится альтернативой самостоятельному выходу на внешние рынки, позволяет гармонизировать отечественные и зарубежные стандарты проектирования, менеджмента, квалификации персонала. Кроме того, в рамках технологических альянсов проще решается проблема сертификации и маркетинга отечественной наукоемкой продукции. В настоящее время наиболее успешными в этой области являются предприятия автомобильной и пищевой промышленности, авиационной и космической отраслей, а также организации, специализирующиеся в области производства средств связи и телекоммуникационных услуг. Для иностранных инвесторов эти отрасли оказались очень привлекательной сферой приложения капитала.
Анализ положения дел в различных секторах российской экономики показывает, что осуществляемое в них международное научно-технологическое сотрудничество играет важную роль в повышении конкурентоспособности продукции предприятий, способствует созданию новых ниш, а также продвижению современных передовых технологий на внутреннем российском рынке. Кроме того, развитие международной кооперации поможет поддержать российские научно-технические организации до тех пор, пока не увеличится спрос со стороны отечественных предприятий.