Советы начинающим дрессировщикам

1. Раньше, чем браться за дрессировку собаки, надо в самом себе воспитать строгое самообладание, чтобы проявлением собственного нетерпения или раздражительности не испортить в течение одной минуты все то, чего удалось достичь неделями упорного труда.

2. Прежде чем приступить к дрессировке собаки, учитель должен познакомиться с историей физического и нравственного развития собаки вообще, в особенности же с историей развития данной породы.

3. «Молодость ветрена», она еще не достигла той нравственной зрелости, когда долг играет первенствующую роль в жизни. Это одинаково справедливо как по отношению к человеку, так и по отношению к собаке.

Молодую собаку надо раньше всего воспитать, так как дрессировать можно лишь физически и нравственно зрелую собаку. Такая зрелость у одних собак наступает раньше, у других же позднее и поэтому нередко случается, что собака сразу, как бы играя, усваивает какой-нибудь прием, который она до того, несмотря на неустанную работу в продолжение целых недель, не в состоянии была понять.

4. Мать, которая тебя воспитала, учитель, который тебя учил, унтер-офицер, который с тобой упражнялся – все они терпеливо и с снисхождением относились к тебе и к твоим слабостям: проявляй же и ты, в свою очередь, ежедневно и ежечасно такое же терпение по отношению к твоей собаке! Она ведь только животное, не имеющее языка и тем самым лишенное средства объяснить свои мысли и побуждения.

5. Как ум и тело человека не всегда одинаково способны воспринимать и напрягаться, точно также и собака не всегда одинаково будет усваивать и учиться. Это никогда не следует забывать при дрессировке.

Только от вполне воспитанной, здоровой собаки, уже пережившей первый юношеский пыл, можно и должно требовать, чтобы она сдерживала свои прихоти и не поддалась бы влиянию минутного своего настроения.

6. Кнутом, палкой и розгой можно воспитать лишь раба, покорного когда он на глазах у хозяина, но такими средствами невозможно воспитать добросовестного, радостно исполняющего приказания товарища, который разделяет все опасности своего хозяина и, в случае надобности, отдаст за него свою жизнь. Поэтому наказывать нужно любя, не бить, а лишь слегка похлопать концом хлыста, легко потрепать за уши, не кричать – а пожурить недовольным тоном – вот единственно целесообразные наказания молодой собаки.

7. Во время воспитания, дрессировки и работы полицейской собаки следует употреблять свисток, резко отличающийся от обыкновенных свистков, какие употребляют дети и другие лица. Это делается для того, чтобы собака привыкла слушаться только этого свистка. Самый лучший и самый подходящий для этой цели «двутонный полицейский сигнальный свисток», патент Hudson’a[4].

8. Собаку надо воспитывать таким образом, чтобы она чувствовала наказание, если хозяин, с ней сердито или совсем не говорит, ее не ласкает или игнорирует.

9. В собаке надо воспитывать сознание долга; ежедневно следует повторять упражнения, из которых ей станет ясным, что делать она должна не то, что ей хочется, а то, что приказано делать; такие упражнения помещены ниже.

10. Свои опыты при дрессировке и свои наблюдения при употреблении полицейских собак следует сообщать в редакцию журнала «Полицейская и сторожевая собака»[5], чтобы эта последняя имела возможность напечатать их в назидание и пользу другим дрессировщикам.

11. Правила для дрессировки собак составляются из собранных данных практиков-дрессировщиков, которые успешно пользуются своими собаками. Эти правила, однако, невозможно применять во всех, безусловно, случаях. Характер и способности дрессировщика, темперамент собаки, ее возраст, пол, порода, наследственность – все это потребует известных уклонений от приведенных правил, и уклонения эти не только являются желательными, но нередко бывают необходимыми. Словом – не следует забывать, что во всяком практическом занятии «нет правил без исключения», и в таком живом деле, как дрессировка собак все делать по какому-нибудь одному рецепту невозможно, а потому в приемах дрессировки нужно применять и сообразоваться с жизнью.


II. Дрессировка полицейской собаки. [6]

1. Помещение для дрессировки должно отвечать тем же требованиям, как помещения для упражнений при воспитании собаки.

2. Пособия при дрессировке:

1) Соломенная связка, длиною в 30 см, средние 10 см которой стянуты до размера толщины руки.

2) Деревянный чурбан для аппортирования с приспособлением для увеличения веса.

3) Кожаный мешок для аппортирования, оба конца которого могут быть отягчаемы мелкими камнями или дробью.

4) Старый складной нож.

5) Револьвер или пистолет (хлопушка)[7].

6) Ремень в 20 м длинны

7) Набитое соломою чучело и

8) Деревянный щит или забор из вставных досок, шириною в 1-1* метра и вышиною 2 метра.

Предметы, поименованные в п.п. 1-6 в учебном помещении должны лежать на скамейке, чучело же находиться в углу, прикрытое деревянным щитом.

Учитель и собака приступая к работе, должны быть свежи, собака еще не кормлена.

Воспитатель перед каждым уроком приводит собаку из собачника на привязи и после урока опять же на привязи, уводит собаку в собачник. Здесь ошейник с собаки снимается лишь тогда, когда она совершенно успокоилась и снова стала доверчива.

Воспитатель все приказания отдает, не повышая голоса, так тихо, что собака все свое внимание должна сосредоточить, чтобы не проронить слова. Каждое приказание, отданное повышенным голосом, собака должна понимать как предостережение, как неодобрение, громким же голосом отданная команда должна на нее действовать как удар кнутом, заставляя ее немедленно исполнить приказание.

В этом отношении можно лишь тогда считать успехи удовлетворительными, когда собака повинуется едва слышному свистку или тихо прошептанному «пст».

Собаку каждый раз после упражнения – даже если это последнее производится вне учебного помещения – сразу уводить в собачник, чтобы она не развлекалась.

1 упражнение.
Садиться.

Команда «сядь!».

Цель упражнения: Собака, состоящая на службе, не может, как простая дворняжка, валяться и потягиваться, а должна иметь выправку. Поэтому она должна уметь прилично садиться, так же как и солдат учится прилично ходить.

Это упражнение, кроме того, подготовка к последующим упражнениям, как-то: ложиться, охранение предметов, и т.д.

Способ обучения. Воспитатель с собакой несколько раз проходит по комнате взад и вперед, потом останавливается посередине помещения, поворачивается налево, так, что оказывается на правой стороне от собаки, правой рукой хватает ремень непосредственно около ошейника, левую руку кладет на крестец собаки. Затем левой рукой он прижимает собаку к полу, одновременно правой рукой притягивая ее голову назад, и приказывает: «сядь». Если собака села, то ее хвалить, говоря «Хорошо! Так!» Потом учитель выпрямляется, все еще крепко натягивая ремень назад. Если собака тоже захочет встать, то дергают за ремень, прижимают к земле и снова говорят: «сядь».

Если собака остается в сидячем положении, то смотрят на нее и приказывают, подняв кверху указательный палец, «сядь».

Как скоро собака спокойно сидит, становятся около нее и повторяют несколько раз: «сядь». Ремень в это время снова держат левой рукой. Дав собаке просидеть несколько минут, говорят «сюда», делают несколько обходов, останавливаются и снова повторяют упражнение. При этом надо обращать внимание на то, чтобы собака садилась сразу около левой ноги вожатого, не переворачиваясь и не кружась.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения: два раза.

2 упражнение.
Садиться и оставаться в сидячем положении.

Команда «сядь» - «сиди»!

Цель упражнения: Все более подготовить собаку к указанным упражнениям и больше подчинить ее своей воле.

Способ обучения. Останавливаются посредине, говорят: «сядь», идут вперед, поворачиваются к собаке, свободно держа ремень в руке, поднимают указательный палец и приказывают – «сиди»! Затем, не спуская глаз с собаки, медленно отходят от нее несколько шагов налево, если она послушается – ее хвалят, подходят к ней и снова отходят на несколько шагов направо, все время приказывая: «сиди»!

После этого снова несколько раз проходят с собакой по комнате и затем упражнение снова повторяют. В конце же урока ходят вокруг собаки, уже не повторяя команды.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения: пять раз.

3 упражнение.
Садиться и оставаться в сидячем положении, причем учитель ремень не держит.

Команда «сядь!» «сиди!»

Цель упражнения: После команды «сиди» бросить ремень на землю. Повторяют приказание. Медленно идут вокруг собаки, все время глядя на нее. Подходят к ней, хвалят ее, делают с ней несколько обходов. Повторяют упражнение. Снова прогуливаются с ней. Повторяют упражнение, усадив собаку таким образом, чтобы ей видна была выходная дверь. Идут вокруг собаки и приближаются к выходу. Там останавливаются. Возвращаются к собаке, идут вокруг нее, прогуливаются с ней. Повторяют. Подходя теперь к выходу, говорят еще раз «сиди», и выходят в дверь. Все время наблюдая за собакой через отверстие в двери, чтобы иметь возможность сейчас же остановить ее, если она захочет встать, медленно возвращаются в комнату и хвалят собаку.

Делают несколько обходов вокруг собаки и ласкают ее. Прогуливаются с ней.

При позднейших упражнениях продолжительность отсутствия учителя увеличивают до 10 минут.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

4 упражнение.
Садиться и подходить на привязи.

Команда «сядь!» потом: «сюда» и тихий свист.

Цель упражнения: Это упражнение служит подготовкой к тому, чтобы собака входила по приказанию или на свист. Только та собака имеет ценность на полицейской службе, которая мгновенно возвращается по приказанию или на свист, прекращая преследование, нападение и тому под., и потому это упражнение должно основательно быть усвоено собакой и для большей верности его следует всегда снова и снова повторять.

Способ обучения. Собаку на привязи приводят в комнату, идут на середину, командуют «сядь!». Затем к ошейнику прикрепляют длинный ремень и снова приказывают: «сиди». Держа в руке конец ремня, удаляются и подходят к стене помещения и тихо говорят: «сюда», свистнув при этом коротко и тихо. Собака, незнакомая еще с этим приказанием и требованием остается в сидячем положении, почему воспитатель принужден будет медленно притянуть ее на ремне к себе. Когда собака подошла, ее хвалят, прогуливаются с ней и снова повторяют. Собака это упражнение должна проделывать очень быстро и на третий день уже мгновенно подбегать к воспитателю, который, слегка дергая за ремень, дает ей понять, что от нее требуется, и в случае неповиновения должен заставить ее подойти к себе. Начиная с третьего дня упражнения, по очереди то дают приказание, то свисток, так что собака привыкает слушаться и команды одинаково как и простого свиста. Всякий раз следует отдавать команду и свист тихо, чтобы заставить собаку сосредоточить все свое внимание на учителе.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

5 упражнение.
1, 2 и 3 упражнения производятся уже свободно.

Цель упражнения: Производством этих упражнений на свободе постепенно подготовить собаку к действительной службе.

Способ обучения. Собаку ведут в пустынное место и здесь упражняются с ней точно так, как это делалось в учебном помещении. Понемногу затем увеличивают расстояние между собою и собакой, от времени до времени прячутся, все время зорко следя за собакой, и для разнообразия между упражнениями делают прогулки, часто меняя направление.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

6 упражнение.
Садиться, оставаться в сидячем положении – приходить по приказанию или на свист на длинном ремне на свободе.

Способ обучения. Собаку ведут на спокойное место, прикрепляют длинный ремень, приказывают сидящей собаке «сиди» и удаляются с ремнем в руке до половины его длины. Команда и свист отдаются не громко, причем все время чередуются эти два способа приказания. Если собака не подбегает сию же минуту, ей поясняют требование легким дерганием за ремень. Затем расстояние между собакой увеличивают до полной длины ремня.

На второй день уже следует удаляться от собаки в новом направлении, направо и налево, на третий день становятся за собаку, все время обращая внимание на быстроту выполнения задачи. Каждое замедление, каждое невнимание следует наказывать легким подергиванием за ремень и с этого времени вплетать это упражнение систематически во все другие.

Еще рано требовать от собаки, чтобы она подходила без ремня. Это могло бы лишь запутать ее и даже испортить.

После каждого такого упражнения собаку сейчас же уводят в собачник. В полдень, при прогулке, ей дают порезвиться.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

7 упражнение.
Ложиться в учебном помещении.

Команда «ляг!» или «ложись», лежать!.

Цель упражнения: Собака все больше должна проникнуться сознанием своего подчинения учителю; кроме того этот урок служит подготовлением к упражнению «ползти».

Способ обучения. С собакой некоторое время прогуливаются по учебной комнате, затем на середине останавливаются и приказывают «сядь». Теперь подходят к собаке, наклоняются и говорят: «ляг». Правой рукой вытягивают ее передние лапы вперед и одновременно левой рукой прижимают голову к земле так, чтобы она легла между ног собаки. В этом положении собака должна оставаться несколько минут. Если она захочет поднять голову, то тоненьким прутом ее слегка ударяют по спине. Затем приказывают «сюда!», прогуливаются, снова повторяют урок. Когда собака спокойно лежит, ее голову поправляют так, чтобы она находилась между обеими лапами. Впоследствии шагают через лежащую собаку, ходят вокруг нее, и все время заставляют ее лежать в таком положении в течение некоторого времени.

Если собака уже так хорошо усвоила себе этот урок, что она ложится по одному приказанию воспитателя, то отдавая это приказание надо сразу высоко поднять правую руку. Затем постепенно все тише произносят команду, делая знак рукой, так что в конце концов, собака при одном поднимании руки ложится.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

8 упражнение.
Садиться и ложиться в учебном помещении из которого дрессировщик затем выходит.

Цель упражнения: Повысить в собаке безусловное повиновение, приучить ее к строгому исполнению своих обязанностей даже в отсутствии дрессировщика.

Способ обучения. Когда собака садится, ей коротко, но тихо приказывают: «ляг» и одновременно быстро поднимают правую руку с хлыстом. Если собака медлит и недостаточно быстро повинуется команде, ее слегка ударяют хлыстом. Ремень держат совершенно свободно, следят за правильным положением собаки, затем шагают через нее, уходят за ее спину, все время наблюдая за ней и не позволяя ей двигаться! Понемногу удаляются от собаки, подходят к стене, затем двери и, наконец, выходят из комнаты, но сейчас же, через отверстие в двери смотрят, как она себя ведет. Затем снова подходят к собаке, приказывают «сюда!» некоторое время прогуливаются с ней, опять усаживают собаку и снова повторяют упражнение. В конце концов, команду «ляг» только шепчут, руку же с хлыстом каждый раз быстро поднимают.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

9 упражнение.
Садиться в учебном помещении и по знаку ложиться.

Цель упражнения: заставить собаку внимательно и неустанно следить за дрессировщиком и по знаку подчиняться его воле.

Способ обучения. Упражняются, как сказано в предыдущем уроке, но команду «ляг» уже совершенно не произносят, а только лишь вытягивают правую руку с хлыстом. Следует строго следить за быстрым исполнением приказания и за правильностью положения собаки.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

10 упражнение.
Ложиться в учебном помещении во время хождения.

Цель упражнения: научить собаку оставаться на месте по приказанию и все свое внимание сосредоточивать на дрессировщике.

Способ обучения. Идут с собакой в различных направлениях и различным темпом, затем сразу останавливаются, поднимают руку, одновременно приказывая «ляг». Собака некоторое время должна оставаться в лежачем положении, причем дрессировщик несколько раз через нее переступает, затем он говорит: «сюда» и повторяет упражнение. После этого он уже не произносит команды, а лишь делает соответствующий знак рукой. При всем этом хождение должно производится скоро, а исполнение задачи совершаться собакой быстро, не задумываясь.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: по два раза.

11 упражнение.
Ложиться в учебном помещении по знаку и входить на приказание или свист.

Цель упражнения: приучить собаку и в то время, когда она лежит на месте, зорко следить за всеми знаками и приказами своего господина и быстро исполнять их.

Способ обучения. Собаку приводят на коротком ремне из собачника, в учебном помещении ей одевают длинный ремень, некоторое время прохаживаются с ней, затем сразу останавливаются и поднимают руку. От лежащей собаки теперь удаляются и тихо приказывают: «сюда». Если собака не подойдет немедленно и быстро, то дергают за ремень и говорят «сюда»! Таким образом, продолжают это упражнение, отходя от собаки то в сторону, то за спину, то свистя, то приказывая: «сюда». В конце концов, непосредственно за свистком или приказанием дергают за ремень, что бывает нечувствительно собакой, если она не задумываясь и быстро исполняет требование, и что, с другой стороны, служит ее наказанием, в случае медлительности и неуверенности.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

12 упражнение.
По знаку ложиться в учебном помещении, идти на свист, по знаку снова ложиться.

Цель упражнения: приучить собаку и в то время, когда она лежит на месте, зорко следить за всеми знаками и приказами своего господина и быстро исполнять их.

Учение производится, как указано в 11-ом упражнении. Когда собака уже подошла на несколько шагов, сразу поднимают правую руку и командуют «ляг»! Если она не поймет, что она по дороге должна лечь, и все-таки подойдет к воспитателю, то ее слегка наказывают и продолжают учение. После нескольких повторений уже не говоря «ляг», а просто лишь подымают правую руку.

Между каждым исполнением следует много прогуливаться, так как иначе это упражнение будет слишком утомлять собаку.

Если после этого собака все еще не исполняет приказания или не слушается свистка, то ей следует одеть смирительный ошейник и длинный ремень и заставить ее двадцать раз подряд безукоризненно исполнить этот урок. После этого собака будет безусловно слушаться в течение продолжительного времени.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

13 упражнение.
На свободе садиться, ложиться и по знаку ложиться во время ходьбы.

Способ обучения. Идут с собакой на тихое место и повторяют от 7 до 11 упражнения. Следует следить за правильным положением при лежании и, по возможности, избегать словесного приказания, употребляя знак рукой. При хождении следует часто и быстро поворачиваться и менять направление.

Ремень держать теперь совершенно свободно, но при малейшей ошибке его сейчас же опять натягивают. Собака должна научиться ходить правильно и без туго натянутого ремня.

После упражнения собаку уводят в собачник, под вечер с нею отправляются на прогулку.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

14 упражнение.
На длинном ремне садиться, ложиться, входить, во время хождения ложиться и т.д. на свободе.

Способ обучения. На свободе повторяют то, что указано в 12 упражнении. Свист и приказание должны быть коротки и тихи, причем следует строго следить за быстрым исполнением команды и дергать за ремень почти одновременно с отдачей приказания. Для разнообразия и отдыха с собакой прогуливаются!

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

15 упражнение.
Следовать на ремне, который держат в руке, не натягивая, между различными препятствиями.

Цель упражнения: окончательно приучить собаку ходить на привязи, сделав ее способною всюду безошибочно следовать за своим вожатым.

Способ обучения. Собаку на привязи ведут в древесный питомник, на место сушки белья, которое висит на веревках, поддерживаемых часто наставленными жердями, в молодой лес и т.п. Здесь подбегают к деревьям или жердям, как бы намереваясь с левой стороны обойти их, однако заворачивают направо и походят так близко, что касаются их левой рукой. При этом ремень должен висеть совершенно свободно. Если собака, по невнимательности или по лени, попробует обойти дерево с левой стороны, то ремень сильно дернет ее и причинит боль. Воспитатель сам никогда не должен останавливаться, когда собака неверно побежит. Это упражнение надо часто повторять и с уже обученной собакой, так как таким образом в ней все больше развивается наблюдательность, внимание и подчинение.

Продолжительность упражнения: по ¼-½ часа.

Повторения его: должны производиться в продолжении всей дрессировки.

16 упражнение.
Ложиться в учебном помещении и подползать к дрессировщику.

Команда «ляг!» – «вперед»!

Цель упражнения: двойная. Оно раньше всего служит прекрасным средством наказания и, вместе с тем, оно приучает собаку к послушанию. Оно лучше действует, чем наказание плетью или кнутом, после которого собака часто становится боязливой и нередко совершенно может быть испорчена.

Если собака в чем либо провинилась – самовольно нападала на людей, гонялась за дичью, кошками или курами – то ей одевают смирительный ошейник, прикрепляют длинный ремень и на месте, где она учинила шалость, заставляют ползком описать круг в 50-80 шагов, кончая его там, где совершен был проступок. После такого наказания она уже не скоро повторит ту же шалость.

Способ обучения. Собака ложится; воспитатель стоит перед ней, имея в одной руке ремень, в другой плетку. Затем он ступает шаг назад, приказывает «вперед»! и одновременно коротко и сильно дергает за ремень.

Если собака попробует встать, то ее легким шлепком ударяют кнутом[8] по спине, заставляют опять лечь и командуют «ляг!» Впоследствии приказание «ляг» выпускают и собаку только слегка ударяют при попытке встать. После десяти раз, для отдыха, так как это упражнение очень утомляет собаку, ее ведут прогуляться и затем снова повторяют урок.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

17 упражнение.
Ложиться в учебном помещении и ползти вперед, в то время как дрессировщик находится рядом с собакой.

Способ обучения. Собаку сперва заставляют ползти, как указано в 16 упражнении. Если она исполнит, то подходят к левой стороне ее головы и затем идут в обратном направлении, заставляя ползти вперед. Затем подходят к правой стороне ее головы, взяв ремень в правую руку. И попеременно несколько раз меняют то правое, то левое свое положение. Если собака попробует подняться, ее слегка ударяют кнутом. Если она хорошо ползет, то ее хвалят «хорошо!» Между упражнениями делают прогулки.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

18 упражнение.
Ложиться в учебном помещении и ползти вперед, в то время как дрессировщик находится за спиной собаки.

Способ обучения. К ошейнику прикрепляют длинный ремень и пропускают этот последний через кольцо, находящееся в противоположном конце комнаты или на стене и т.п. Конец ремня берут в левую руку, становятся за собакой, повернув лицо к ней, и приказывают «ляг!» Когда она хорошо лежит, говорят «вперед», одновременно слегка натягивая ремень. Если собака, которая не видит своего учителя и которой это упражнение очень неудобно, сделает попытку встать, то сейчас же следует ее наказать легким ударом кнута. Чтобы она знала, что воспитатель, которого она не видит, все же тотчас замечает ее проступки и наказывает их. Когда собака хорошо исполняет это упражнение на длинном ремне без того, чтобы приходилось дергать или наказывать, то ее заставляют ползти на коротком ремне. Всякую небрежность при этом следует каждый раз наказывать дерганием за ремень.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: 5-6 раз.

19 упражнение.
Ложиться в учебной комнате и ползти без привязи.

Способ обучения. С собаки снимают ремень, но оставляют на ней ошейник. Упражняются, как указано в 18 упражнении, все время оставаясь позади собаки. Не заходить ни вперед, ни сбоку собаки и за неудовлетворительное исполнение сейчас же одевают длинный ремень.

Если собака хорошо исполнила урок, то ее следует заставить ползти лишь один раз; затем становятся около нее, приказывают «сюда» и делают несколько обходов без привязи. Если собака не останется на своем месте, то слегка наступают на ее пальцы при поворотах и идут так близко у стены, чтобы левая рука касалась ее.

После нескольких поворотов собаку снова заставляют лечь, становятся позади нее и приказывают «вперед» и т.д.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

20 упражнение.
Ползти на длинном ремне на свободе.

Способ обучения. Собаку ведут на пустынное, уединенное место, покрытое травой, вбивают в землю железный брус, на котором прикреплено кольцо, проводят в это кольцо ремень и упражняются затем как в учебной комнате. При этом воспитатель всегда должен находится на расстоянии одного шага позади собаки и строго следить за каждой невнимательностью и т.п., каждый раз наказывая подергиванием за ремень или легким ударом кнутом. Если собака хорошо ползет, то ремень надо отпустить так, чтобы собака подумала, что она ползет без привязи.

Между этими упражнениями следует прогуливаться с собакой, не делая резких поворотов, и без привязи. Если она не безусловно повинуется, то на несколько минут одеть короткий ремень, крепко натянуть его.

Затем снова одевают длинный ремень и продолжают упражнение «ползи»!

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: пять раз.

21 упражнение.
Ползти без привязи на свободе.

Способ обучения. Поступают как указано в 19 упражнении, но ползти заставляют не более 15 шагов и затем прогуливаются с собакой без привязи. За каждое дурно исполненное упражнение собаку берут на длинный ремень, наказывая ее, кроме того, подергиванием и легкими ударами плетки. Днем с собакой прогуливаются, держа ремень совершенно свободно.

Продолжительность упражнения: по ½ часа.

Повторения его: три раза.

22 упражнение.
Повторение упражнений 1-14 в учебной комнате без привязи.

Способ обучения. Упражнения повторяют в том же порядке, в каком они были преподаны собаке. При этом приказания отдают тихим голосом, следя за быстрым исполнением задачи. При небрежном отношении собаку сейчас же сажают на длинный ремень. Впоследствии эти же упражнения производят, уже не придерживаясь какого либо порядка.

Продолжительность упражнения: по 1/3 часа.

23 упражнение.
Повторение упражнений без привязи на свободе.

Способ обучения. Поступают, как указано в 22 упражнении, требуя такого же тщательного исполнения работы собаки, как и в учебной комнате, и в случае какой-либо небрежности сейчас же сажают собаку на длинный ремень.

Днем с собакой делают прогулку без привязи или на ремне, который держат совершенно свободно.

Продолжительность упражнения: по 1 часу.

Повторения его: пять раз.

24 упражнение.
Первое подготовительное упражнение к аппортированию.

Команда: «апорт!» или – «подай!»

Примечание. Аппортировать - значит «приносить» и слово «апорт» - значит «принеси!» Почти всякая собака имеет склонность приносить брошенную вещь. Это – забава, которой дрессировщики часто пользуются для приготовления к будущему дрессированию. Но это безусловно неправильно и никогда не следует позволять собаке играть подобным образом, так как при дрессировке полицейскую собаку от такого рода игр каждый раз приходится отучать, что конечно требует большой затраты времени и труда дрессировщика и большого напряжения собаки. Аппортирование собака должна понимать, как обязанность, которую она исполняет не для забавы, а потому что это от нее требуется, потому что это ее долг. Собак, которым в молодости позволяли играть при аппортировании, впоследствии очень трудно заставить не мять и не грызть предмет, назначенный для аппортирования, не бросать его, когда вздумается, или не кружиться вокруг учителя раньше, чем отдать принесенное и т.п. При аппортировании в виде наказания нельзя употреблять ни смирительного ошейника, ни кнута и обращаться с собакой следует особенно осторожно. Наказания не только не помогают, но прямо таки задерживают всякий успех, который достигается лишь терпением и повторениями. Поэтому упражнения для аппортирования здесь очень подробно описаны. Именно при этих упражнениях дрессировщики часто портят собак, а уверенное и правильное аппортирование, между тем, считается одной из главнейших задач уже сформированной полицейской собаки.

Цель упражнения: Первое упражнение имеет целью подготовить собаку к аппортированию, объяснить ей то требование, которое к ней предъявляется, и научить ее, раньше всего, осторожно и осмотрительно хватать апортировочный предмет.

Способ обучения. Делают несколько обходов в учебном помещении, затем останавливаются на середине и командуют: «сядь». Потом подходят к собаке, опускают ремень, кладут левую руку на морду собаки таким образом, чтобы большой палец находился с одной стороны, указательный палец – с другой стороны морды, непосредственно за клыками. Правой рукой голову собаки приводят в горизонтальное положение. Теперь приказывают: «апорт» и одновременно слегка прижимают большим и указательным пальцами губы собаки. Когда собака откроет пасть, воспитатель кладет в нее свою правую руку, одетую в крепкую перчатку, и повторяет приказание «апорт». Если собака поворачиванием головы захочет освободиться от руки, вложенной в ее пасть, дрессировщик не должен вынимать ее и левой рукой он все время должен продолжать держать, как указано выше. Когда собака одну секунду лишь спокойно держит свою голову, то сейчас же следует сказать «дай» и вынуть свою руку из пасти. Затем хвалят и ласкают собаку.

Снова повторяют упражнение, оставляя руку подольше в пасти собаки, внимательно следя за тем, чтобы собака привыкла при команде «дай» открывать пасть. Всегда, при этом, командуя «дай», следует выждать время, когда собака спокойно держит свою голову. Следует щедро хвалить! Повторив это упражнение раз десять, с собакой делают прогулку и затем снова начинают упражняться. Надо очень внимательно наблюдать за тем, не открывает ли собака при команде «апорт» сама свою пасть, чтобы не нажимать напрасно ее губы. Когда же она поняла и лишь по лени не открывает пасти, то сейчас же снова следует осторожно прижать пальцами ей губы.

Продолжительность упражнения: по 1 часу.

Повторения его: 2 раза.

25 упражнение.
Второе подготовительное к аппортированию упражнение. Собаке дают соломенную связку.

Команда: «апорт!» «подай!»

Цель упражнения: приучить собаку продолжительное время держать в пасти предмет, который дрессировщик уже не поддерживает рукой.

Способ обучения. Посредине учебной комнаты останавливаются, опускают ремень, подходят к собаке, приказывают «сядь». Затем берут связку соломы в правую руку, четыре пальца которой выпрямляют, подкладывают их под морду собаки, так, чтобы связка приходилась как раз перед пастью, и приказывают «апорт!», медленно всовывая большим пальцем правой руки связку в пасть. Если собака не откроет рта, то левой рукой прижимают слегка ее губы. Когда, таким образом, связка уже находится в пасти, то некоторое время правой рукой ее еще поддерживают, и когда собака уверенно держит ее, то правую руку начинают постепенно отымать, чтобы заставить собаку самою держать и нести связку. При этом все время командуют «апорт!», затем пробуют отойти на шаг, и оставляют собаку держать связку около трех минут. После этого правой рукой берут торчащую из пасти связку, некоторое время выжидают и приказывают «дай» и вынимают ее изо рта собаки. Всегда следует выждать несколько мгновений, раньше чем скомандовать «дай!», чтобы собака поняла, что данный ей предмет она смеет отпускать из пасти лишь после приказания «дай!». Для этой цели несколько раз хватают рукой связку, отпускают и затем снова хватают ее.

Между упражнениями для отдыха с собакой прогуливаются.

Продолжительность упражнения: по 1 часу.

Повторения его: 2 раза.

26 упражнение.
Третье подготовительное к аппортированию упражнение. Собака на привязи несет связку в учебном помещении.

Команда: «апорт!» – «подай!»

Цель упражнения: приучить собаку нести аппортируемый предмет.

Способ обучения. После того как, по приказанию, собака взяла связку и подержала ее несколько минут, учитель берет ремень левой рукой, правую кладет под нижнюю челюсть собаки, приказывает: «сюда» и сам пятится назад. Если собака охотно следует за своим хозяином и несет данный ей предмет, правую руку отнимают из-под челюсти. В течение следующих повторений уже не пятятся, а поворачиваются, заставляя собаку следовать носом у сгиба левого колена. Все время надо наблюдать за собакой. Если она сделает попытку бросить связку, то резко приказывают: «апорт!», левой рукой дергают за ремень, а правой препятствуют раскрыванию пасти. Затем говорят: «сядь», выжидают некоторое время, командуют «дай» и отнимают у собаки связку!

Продолжительность упражнения: по 1 часу.

Повторения его: 2 раза.

27 упражнение.
Четвертое подготовительное к аппортированию упражнение. Собака на привязи несет чурку для аппортирования в учебном помещении.

Команда: «апорт!» – «подай!»

Цель упражнения: приучить собаку хватать и нести тяжелый предмет.

Способ обучения. Поступают, как указано в предыдущем упражнении, но обращают внимание на то, чтобы палка находилась за клыками собаки так, чтобы тяжесть палки равномерно распределялась. Тщательно следует наблюдать за тем, чтобы неосторожным движением, ремнем или ногами, не задеть за палку и не вырвать ее из пасти: что может причинить очень чувствительную боль собаке. Постепенно вес чурбана для аппортирования увеличивают, прикрепляя к его концам все новые железные пластинки. Твердо следует помнить, что между тем, как хватают рукой за чурбан, и командой: подай – всегда должна быть сделана пауза.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 3 раза.

Собаки Рижского сыскного отделения: конвоирование задержанного преступника.

28 упражнение.
Пятое подготовительное к аппортированию упражнение. Собака на привязи носит попеременно то чурбан, то кожаный мешок, то соломенную связку.

Команда: «апорт!» – «подай!»

Цель упражнения: приучить собаку носить различные предметы, даже если они неравномерно отягчены.

Способ обучения. Поступают, как указано в 26 упражнении, причем кожаный мешок отягчают с одной стороны больше, чем с другой.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1 раз.

29 упражнение.
Шестое подготовительное к аппортированию упражнение. Собака на привязи ложится перед связкой, затем хватает и носит ее.

Команда: «апорт!» – «подай!»

Цель упражнения: приучить собаку самостоятельно поднять аппортируемый предмет с земли.

Способ обучения. Связки кладут посередине помещения – ходят с собакой – на метр расстояния от связки ее заставляют лечь так, чтобы связка находилась перед ней. Теперь левой рукой берут ремень, правой – связку и приказывают: «апорт»! одновременно слегка подергивая за ремень и рукой приближая связку до ½ метра расстояния. Если собака схватила связку, то говорят «сюда»! несколько времени ходят с собакой, командуют «сядь»! «дай»! Снова прогуливаются и повторяют упражнение. Понемногу расстояние между связкой и собакой увеличивается до 1 метра, и теперь уже лишь дотрагиваются до нее при команде, не подвигая ее к пасти и, в конце концов, совершенно не указывают рукой, заставляя собаку самостоятельно поднять ее.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1-2 раза.

30 упражнение.
7-е подготовительное к аппортированию упражнение. Собака на привязи хватает чурбан или мешок для аппортирования и носит их.

Цель упражнения: приучить собаку хватать более тяжелые предметы, поднимать их с земли и затем нести.

Способ обучения. Для этого упражнения употребляют не тяжелый чурбан для аппортирования и мало нагруженный мешок, причем, всегда следует обращать внимание на то, чтобы предметы эти находились за клыками, и чтобы собака хватала их посредине. Между отдельными повторениями этого упражнения следует делать и другие работы.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1 раз.

31 упражнение.
8-е подготовительное к аппортированию упражнение. Собака без привязи поднимает по приказанию в учебном помещении соломенную связку, находящуюся в некотором расстоянии от нее.

Команда: «апорт! сюда! – сядь! подай!»

Цель упражнения: научить собаку поднять предмет, лежащий в некотором расстоянии от нее, без того, чтобы она предварительно ложилась; она постепенно должна понять, как приносить разные предметы.

Способ обучения. Собаку сначала заставляют сесть, становятся перед ней и бросают соломенную связку на расстоянии шага от собаки. Затем делают паузу. Потом приказывают «апорт!» и одновременно нагибаются, указывая правой рукой на связку! Как скоро она схватила ее, ей говорят «сюда», хвалят, приказывают «сядь», снова хвалят. Опять ждут некоторое время, берут правой рукой связку, снова делают паузу, и приказывают «дай!»

В последующих упражнениях связку бросают все дальше, а паузы между бросанием и приказанием принести делают все длиннее. Как только после команды: «апорт!» собака схватила связку, сейчас же приказывают: «сюда!», причем строго следят за тем, чтобы она быстро подбегала и сейчас же садилась, а не кружилась вокруг дрессировщика.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1 раз.

32 упражнение.
9-е подготовительное к аппортированию упражнение. Собака в учебном помещении приносит и продолжает носить сначала пустой, а затем и наполненный мешок для аппортирования.

Команда: «апорт! – дай!»

Цель упражнения: приучить собаку быстро схватывать и приносить тяжелые предметы, брошенные на более далекое расстояние.

Способ обучения. Поступают, как указано в упражнении 30-м, бросая, однако, сперва пустой, затем равномерно с обоих концов отягченный и, наконец, неравномерно отягченный мешок. При этом главное внимание должно быть обращено не столько на то, чтобы дальше бросать мешок, сколько на то, чтобы собака его мгновенно схватывала и быстро приносила, причем каждый раз ее надо заставить несколько минут смирно посидеть с мешком в зубах. Не следует забывать, что между моментом схватывания собакой предмета и приказанием «подай!» все же должно пройти некоторое время.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1 раз.

33 упражнение.
10-е подготовительное к аппортированию упражнение. Собака без привязи в учебном помещении приносит различные предметы.

Команда: «апорт! – подай!»

Цель упражнения: приучить собаку схватывать и приносить всевозможные предметы.

Способ обучения. Для этого упражнения берут старый револьвер или пистолет, часть цепи, складной нож и т.п., но каждый раз, раньше чем бросить эти предметы, их сначала кладут в пасть собаки. Сперва собаку заставляют брать брошенный предмет, предварительно ложась, а впоследствии уже она может брать их и в сидячем положении.

Между упражнениями собаке следует от времени до времени вкладывать в рот свою руку, одетую в перчатку, чтобы она привыкла не кусать в тех случаях, когда она должна лишь хватать.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1 раз.

34 упражнение.
11-е подготовительное к аппортированию упражнение. Собака все усвоенные упражнения производит на свободе.

Команда: «апорт! подай!»

Цель упражнения: приучить собаку проделывать все указанные упражнения на свободе и при более неблагоприятных обстоятельствах.

Способ обучения. Выбирают уединенное место, предпочтительно луг, и повторяют упражнения 24 – 33 сперва по очереди, а затем и в разбивку. Между упражнениями от времени до времени собаке дают схватывать руку и следят за тем, чтобы собака быстро подносила предмет и немедленно с ним садилась. После хорошего исполнения ее хвалят. Когда она совершенно уверенно исполняет свою задачу, после команды: «апорт!» уже не останавливаются, а поворачиваются, быстро бегут в противоположном направлении, продолжая говорить: «апорт!». Таким образом, собака приучается приносить галопом. Когда она догнала своего дрессировщика, он останавливается (причем собака немедленно должна сесть), хвалит ее, берет принесенный предмет, делает паузу, затем говорит: «подай!»

При последующих упражнениях дрессировщик уже не останавливается, когда собака приносит предмет, а продолжает идти, заставляя собаку следовать около левого колена. Если же он, наконец, остановится, то собака немедленно должна сесть и сидеть до тех пор, пока он не возьмет у нее принесенную вещь.

После упражнения собака остаток дня проводит в собачнике.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 2 раза.

35 упражнение.
12-е подготовительное к аппортированию упражнение. Собака на коротком ремне быстро поднимает чурбан или мешок в учебном помещении.

Команда: «апорт! – подай!»

Цель упражнения: приучить собаку с быстротой молнии схватывать вещи.

Способ обучения. Чурбан и мешок посередине обвязывают тряпками, чтобы собаке удобнее было их хватать, причем мешок постепенно отягчают. Посреди комнаты кладут соломенную связку, затем прогуливаются с собакой, медленно подходят к связке, непосредственно перед нею приказывают: «апорт!» и, не уменьшая шага, продолжают идти вперед. Если собака не взяла предмета, ее строго бранят: «фуй! стыдно!», дергают за ремень, продолжают хождение, и снова непосредственно перед связкой говорят: «апорт!», одновременно отпустив ремень, чтобы собака имела время исполнить приказание.

Когда собака теперь догнала своего учителя, то этот последний должен остановиться, приказать «сядь», похвалить собаку и взять у нее связку. Затем снова повторяют упражнение, совершенно свободно держа ремень и все ускоряя темп хождения, пока, наконец, упражнение не производится бегом. Далее, собаку заставляют аппортировать сначала легкий чурбан, затем и постепенно отягченный, и, в конце концов, упражнение повторяют с кожаным мешком, также отягчая его постепенно. Последние дни упражнение делают исключительно бегом и строго взыскивают за всякую небрежность: собака должна одинаково быстро хватать как легкую соломенную связку, так и тяжелый чурбан или мешок. Между отдельными повторениями этой задачи делают самые различные другие упражнения. После урока собаку уводят в собачник и только под вечер с ней прогуливаются.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 4 раза.

36 упражнение.
13-е подготовительное к аппортированию упражнение. Упражнение 35 повторяется на свободе.

Команда: «апорт! – дай!»

Цель упражнения: научить собаку не отвлекаться от своей задачи и при постороннем влиянии; послушание ее должно окрепнуть, а также и уверенность при аппортировании.

Способ обучения. Первый день упражняются на лугу, второй - на вспаханном поле или тому подобное. Повторяют 35 упражнение, переходя постепенно к бегу. Всякое непослушание, медленность или строптивость наказывают подергиванием ремня. Приказания отдают не громко и делают для отдыха другие упражнения между повторениями. Этот урок повторяют и впоследствии со старой собакой еженедельно. Только частыми повторениями с постоянной переменой предметов и места удастся поставить собаку на желаемую высоту исполнения.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 2 раза.

37 упражнение.
14-е подготовительное к аппортированию упражнение и первое упражнение с перепрыгиванием. Собака аппортирует, перескакивая через деревянную стену в ½ метра вышины, находящуюся во дворе.

Команда: «гоп! – апорт!» или «барьер!»

Цель упражнения: приучить собаку брать встречающиеся препятствия с апортировочным предметом в зубах.

Способ обучения. На подходящем месте ставят два столба на расстоянии 2 метров друг от друга и к ним прибивают доски, постепенно увеличивая полученный таким образом забор до 1½ метра вышины.

Затем собаку берут за короткий ремень, приказывают: «сюда!» и перескакивают с нею стену, имеющую ½ метра вышины, говоря при этом «гоп!» Это повторяют несколько раз, потом подходят к стене и проходят справа непосредственно около нее так, чтобы левая рука касалась ее, что заставит собаку перепрыгнуть через стену. Если собака охотно перескакивает, то упражнение можно повторить без привязи.

Далее с собакой становятся перед стеной, приказывают: «сядь!» и бросают соломенную связку через стену и спустя несколько мгновений, говорят: «гоп! – апорт!», одновременно с собакой перепрыгивая через стену. Потом останавливаются, призывают собаку, заставляют ее идти с левой стороны и несколько раз с ней вместе шагают через препятствие, каждый раз говоря: «гоп!» Затем у собаки отнимают связку.

Потом снова становятся с собакой перед стеной, приказывают «сядь!» Бросают связку через стену, говорят: «апорт!», близко подходят к стене, но не перескакивают через нее, а лишь все снова повторяют: «апорт!» и заставляют собаку, таким образом, вернуться со связкой, снова перескочив через препятствие. Затем приказывают «сядь» и «дай».

В последующих упражнениях вместо соломенной связки употребляют чурбан и мешок для аппортирования, мало-помалу отягчая их до 5 фунтов.

На второй день собаку заставляют несколько раз перескакивать с отягченным чурбаном или мешком через стену в ½ метра вышины, затем отбирают у нее мешок, несколько раз прогуливаются с ней, говорят: «сядь! – сиди!» и прибавляют еще одну доску к стене и заставляют собаку брать, таким образом, повышенное препятствие, а затем и аппортировать, перескакивая через эту стену.

Как только она без затруднений справится с такой задачей, забор еще повышают и постепенно доводят до 1½ метра вышины. Чтобы не утомить собаку, повторяют другие упражнения, и часто вкладывают ей руку в пасть, чтобы она помнила, что крепко хватать ей воспрещается.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 3 раза.

38 упражнение.
15-е подготовительное к аппортированию упражнение и упражнение в перепрыгивании. Собака аппортирует, перепрыгивая через канаву.

Команда: «апорт!»

Цель упражнения: приучить собаку перепрыгивать с аппортируемым предметом через канавы, возможно широких размеров.

Способ обучения. Собаку берут на привязь, держат совершенно свободно ремень, подходят к канаве шириною в 1 метр, и перепрыгивают через нее. Это повторяют несколько раз. Затем ремень отцепляют, заставляют собаку принести связку и сесть таким образом, чтобы канава находилась перед ней; далее приказывают: «сиди», перескакивают через канаву и несколько шагов отходят от нее. Продолжая удаляться, дрессировщик свистит или призывает собаку. Если она перескочит через ров, то он останавливается, заставляет собаку сесть, хвалит ее и отнимает связку.

Затем тоже самое повторяют с отягченными чурбаном и мешком.

Когда собака хорошо исполнит урок, то заставляют ее сесть, подходят к канаве, перебрасывают через нее связку так, чтобы собака это видела, приказывают «апорт!». Повторяют то же с чурбаном и мешком.

Далее связку кладут на землю, на расстоянии 1 метра от канавы так, чтобы собака это видела, и перепрыгивают с собакой на другую сторону канавы. Там дрессировщик останавливается, поворачивается к связке, правой рукой указывает на нее и говорит: «апорт!» Если собака не принесет тотчас же связку, то с нею перескакивают и повторяют команду. Затем то же повторяют с чурбаном и с мешком и, наконец, все более и более увеличивают расстояние между предметом и канавой, так что, в конце концов, собака должна нести его на расстоянии 50 метров.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 3 раза.

39 упражнение.
16-е упражнение аппортировать. Первое упражнение в нахождении потерянного. Собака разыскивает и аппортирует предметы, потерянные дрессировщиком.

Команда: «потерял – апорт!»

Цель упражнения: приучить собаку чутьем идти по следу своего учителя и на нем находить потерянный предмет.

Способ обучения. Собаку ведут на тихое, уединенное место (поле, луг и т.д.), которое легко можно обозревать, на котором, однако, находятся кусты, ямы, канавы и т.п. Здесь дрессировщик сначала заставляет собаку аппортировать различные предметы, которые он постоянно носит при себе и которые, поэтому, имеют его специфический запах (как-то: ключи, перчатки, нож, кошелек, складной аршин и т.п.). Собака работать должна без привязи и находится у левой ноги вожатого. Во время хождения какой-нибудь предмет, который собака часто аппортировала, дрессировщик роняет так, чтобы она это видела, и, пройдя шагов десять, он с собакой поворачивается, наклоняется, правой рукой указывает на след, одновременно приказывая: «потерял – апорт!». Это упражнение повторяют несколько раз, и наконец, когда собака после приказания «потерял – апорт!» побежала за вещью, не ждут ее возвращения, а продолжают идти вперед, так что собака принуждена будет нагнать дрессировщика, держа аппортируемый предмет в пасти. Затем расстояние все увеличивают, предметы меняют и роняют их так, чтобы собака того не заметила.

На второй день упражнения дрессировщик уже выходя из собачника, бросает какой-нибудь предмет, отсылая за ним собаку, лишь тогда, когда сам находится шагах в ста от него, и, отослав ее, продолжает свой путь, не останавливаясь. Далее, расстояние увеличивают до 500 шагов и уже не идут вперед по прямому направлению, а делают повороты, проходят мимо кустов, через ограды, поля и луга, перескакивают через канавы, заставляя собаку найти себя и принести брошенный предмет. На третий и следующие за этим дни собаку выводят из собачника и ведут сначала в дом, роняя предмет, сперва около двери, затем в сенях, и заставляют ее принести его. Наконец упражнения производятся в густых кустах, на лугах и в лесу, все время осложняют задачу и заставляют постепенно собаку аппортировать на расстоянии нескольких километров.

Такие упражнения проделывают с собакой и после других задач и во время прогулок, заставляя ее преимущественно приносить вещи в дом. Сам же дрессировщик должен всегда продолжать свой путь после данного собаке приказания, (проходить по разным улицам, через дома) и каждый раз при команде он правой рукой должен сделать заметное движение, указывая на землю.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 5 раз.

40 упражнение.
17-е упражнение в аппортировании. Собака должна найти и принести тяжелый чурбан или мешок для аппортирования.

Команда: «потерял – апорт!»

Цель упражнения: продолжительными упражнениями развить в собаке силу, достаточную для несения тяжелых предметов на далекие расстояния.

Способ обучения. Собаке приказывают: «сядь! – сиди!», затем отходят и, сделав небольшой круг, возвращаются к ней. Другой дрессировщик роняет тяжелую дубинку! Потом он говорит: «потерял – апорт!» и заставляет собаку идти по следу в обратном направлении, так что она начинает свою работу по самому свежему следу. Сам дрессировщик продолжает идти вперед и когда собака его догнала, то он ее заставляет идти у ноги и нести дубинку в продолжении 15 минут.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 1 раз.

41 упражнение.
18-е упражнение в аппортировании. Собака ищет и находит вещи, принадлежащие дрессировщику и зарытые в землю.

Команда: «потерял – апорт!»

Цель упражнения: приучить собаку искать и приносить предметы, принадлежащие дрессировщику и зарытые им. Она должна привыкнуть к осторожному исканию и тщательному обследованию нюхом; при этом в ней надо развить наклонность к самостоятельной деятельности.

Способ обучения. На уединенном месте собаку заставляют сесть и потом ложиться; затем от нее отходят не далее 20 шагов и незаметно прячут за куст или в канаву предмет, который постоянно носят при себе, прикрыв его слегка мохом или песком. Сделав круг, подходят к собаке, указывают ей след, направляющийся назад, и приказывают: «потерял – апорт!» Далее это упражнение повторяют, все шире описывая круг и постепенно зарывая предмет аппортирования до 30 сантиметров. Наконец, упражнение осложняют тем, что после того, как собака села, дрессировщик несколько раз проходит через кустарник взад и вперед, несколько раз пересекает свой собственный след и прячет вещь в землю так, чтобы на поверхности не было бы ничего подозрительного или в глаза бросающегося. Когда собака нашла вещь и аппортировала, ее хвалят и награждают, так как это работа уже довольно трудная и сложная. При прогулках такого рода упражнение часто следует повторять, все более осложняя его.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 3 раза.

42 упражнение.
19-е упражнение в аппортировании. Собака ищет потерянные вещи по следу чужого человека и приносит их.

Команда: «потерял – апорт!»

Цель упражнения: приучить собаку, идя по следу чужого человека, находить вещи, брошенные или потерянные им. Это упражнение, главным образом, служит подготовлением для собаки к уголовной работе, когда она должна будет находить бежавшего преступника, приносить брошенные им вещи и устанавливать тождественность личности по запаху оставшихся на месте преступления следов.

Способ обучения. Помощник дрессировщика передает последнему какой-либо предмет, который он постоянно носит при себе. Собака его должна аппортировать, а затем дрессировщик отдает его своему помощнику. Далее помощник отходит на расстояние 20 шагов и роняет этот предмет так, чтобы собака это заметила, а сам немного дальше прячется в кусты, канаву или т.п. Теперь дрессировщик наклоняет голову собаки к следу, указывает его пальцем, заставляя ее нюхать, а затем рукой делает соответствующий жест, одновременно приказывая: «потерял – апорт!» Если собака потеряет след, то с нею медленно идут вдоль него, беспрестанно говоря: «потерял – апорт», пока она не найдет вещь и не принесет ее. После этого собака немедленно должна сесть; ее хвалят и говорят: «дай». При последующих упражнениях следят за тем, чтобы новый след помощника никогда бы не пересекал и не затрагивал бы оставленный им ранее след; расстояние помощник должен все больше увеличивать и, наконец, перед тем как бросить предмет, он дожжен идти взад и вперед, каждый раз после бросания вещи тщательно прячась. Сам же дрессировщик всегда должен оставаться на том месте, откуда он выслал собаку на поиски. До окончательного обучения собаки места для такого обучения надо выбирать с почвой, на которой помощник оставлял бы видимые следы, чтобы дрессировщик, когда собака не найдет следа, мог бы ей все снова и снова указывать его.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 5 раз.

43 упражнение.
Главное упражнение в аппортировании. Собака по следу помощника ищет и приносит предметы, зарытые им в землю.

Команда: «потерял – апорт!»

Цель упражнения: подготовить собаку к уголовной работе, заставляя ее все больше напрягать свое чутье и действовать все с большей самостоятельностью.

Способ обучения. Помощник передает дрессировщику какие-нибудь вещи, которые он постоянно имеет при себе и за которыми дрессировщик посылает собаку. Затем поступают, как указано в 41 упражнении, но с той лишь разницею, что не дрессировщик, а помощник его удаляется и прячет предмет. После окончания сейчас же еще раз повторяют урок. Затем помощнику приказывают ходить по разным направлениям, пересекая свой след и тщательно прикрывать спрятанный предмет землею или листьями так, чтобы место это ничем бы не отличалось от окружающего. Такое упражнение впоследствии часто повторяют, присовокупляя его к другим работам.

Продолжительность упражнения: 1 час.

Повторения его: 3 раза.

44 упражнение.
Передача сообщения.

Команда: «передай!» «назад!»

Цель упражнения: дать возможность чиновнику применять собаку в качестве быстрого посыльного в случае необходимости передать своему товарищу по работе какое-либо неотложное и важное сообщение.

Способ обучения. Упражнения 42 и 43 уже послужили прекрасным подготовлением для собаки и это не следует упускать из виду! Место для упражнения выбирают спокойное, чистое и, по возможности, окаймленное кустарником. Помощнику приказывают одеть перчатки, которые он уже часто употреблял, и придти на назначенное место, где он одну перчатку передаст дрессировщику, который заставляет собаку несколько раз аппортировать ее. Затем он эту перчатку снова отдает своему помощнику, который теперь должен пройти шагов 50, держа перчатку в руках так, чтобы собака это видела. Внимание собаки в это время обращают на помощника, заставляют ее сесть, приказывают «передай!» «потерял – апорт!» и делают соответствующий жест по направлению к удалившемуся помощнику. Собака, исполняя приказание, добегает до помощника, который призывает ее к себе, заставляет сесть, хвалит ее, дает перчатку и приказывает «назад», указывая рукой на дрессировщика. Когда собака выполнит это требование, дрессировщик опять приказывает ей сесть и хвалит ее. Это повторяют несколько раз. Далее ей к ошейнику привязывают сумку для сообщения, заметным образом вкладывают в нее лист бумаги, приказывают «передай», одновременно жестом указывая на находящегося на расстоянии 50 метров помощника. Помощник сначала сажает прибывшую собаку, берет ее на привязь, хвалит, открывает сумку, вынимает бумагу, смотрит на нее, награждает собаку лакомством, снова заметным образом вкладывает записку в сумку, снимает ремень с собаки, указывает на дрессировщика и командует: «назад!».

На второй день упражнение производят таким же образом, однако увеличивают расстояние между помощником и собакой.

На третий день помощник отходит в кустарник сперва на 50 метров, затем на 100 метров, так что собака за ним глазами проследить может лишь до кустов. Далее расстояние увеличивают до 300 метров.

При последующих упражнениях помощник должен уходить на расстояние до 3 верст. Однако никогда не следует переутомлять собаку при этой работе и при больших расстояниях приносить сообщения туда и обратно собака должна лишь один раз в день.

Впоследствии это упражнение повторяют и в ночное время, но при этом помощник всегда должен расставаться с дрессировщиком только уже на улице, чтоб собака безошибочно могла бы идти по его следу. Постепенно промежуток времени между уходом помощника и отсылкой собаки увеличивают до ¾ часа.

Повторения его: 5 раз.

45 упражнение.
Передача сообщения на полицейский пост.

Команда: «на пост!» – «назад!»

Цель упражнения: употреблять собаку в случае опасности или из иных служебных соображений, для передачи просьбы о помощи или т.п.

Способ обучения. Дрессировщик отправляет своего помощника на полицейский пост, куда он через некоторое время и сам приходит с собакой. Здесь помощник ласкает ее и хвалит, затем дрессировщик выходит с собакой на улицу, причем их помощник провожает и несколько мгновений останавливается в дверях. Пройдя шагов 50-60, дрессировщик останавливается, усаживает собаку, одевает ей сумку, пишет записку, на глазах у собаки вкладывает ее в сумку, указывает на пост и приказывает: «на пост!». В памяти собаки еще свежо упражнение 44 и потому она бежит к посту, так как знает, что там находится помощник. Этот последний встречает ее у дверей, берет на привязь, хвалит, ведет в дежурную комнату, усаживает ее, открывает сумку, вынимает заметным образом записку и награждает собаку лакомством. Теперь он снова вкладывает записку в сумку, ведет собаку к выходу, освобождает ее от ремня, указывает на дрессировщика и командует: «назад!». Дрессировщик снова усаживает прибежавшую собаку, хвалит ее, берет записку из сумки, читает ее и уходит еще на 50 метров дальше. Затем снова повторяют все упражнение, но помощник собаку ожидать должен уже не в дверях,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: