Это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру.
Развитие может идти как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае развитие происходит с открытой целью формирования, укрепления одних личных отношений и их компонентов и преодоления других личных отношений и их компонентов. Во втором — под стихийным влиянием природы, обстоятельств, предметов, событий окружающей жизни или под таким воздействием со стороны других людей или самого человека, которое преследует жизненно-практические цели, а не цели развития, например, создание какой-нибудь вещи, желание развлечься, победить в состязании и т.п. Развитие может быть всесторонним или односторонним, равномерным или неравномерным, искривленным, когда одни компоненты личности развиваются в ущерб другим. Особенностью развития человека является разнообразие тех видов личных, субъективных отношений (Cм. «Личные отношения»), в которых отражается действительность.
|
|
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.14-15)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение педагогом (педагогами) такого качества (состояния) организации, как правило, совместной деятельности воспитанников, ее разнообразных видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность; разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностно значимым содержанием; продуктивность их деятельности, выражаемая в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).
(Титова Е.В.)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
(См. «Воспитательные отношения»)
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
1) состояние развития личности, ее качественное своеобразие;
2) характер взаимодействия человека с обществом, адаптации его в обществе;
3) качество организации деятельности воспитанников, обеспечивающей возможности проявления их личностных свойств и обогащение личного опыта.
(Титова Е.В.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(См. «Воспитательные отношения»)