Сознание рода многофункционально:
1) именно оно является первокирпичиком, первоосновой формирующей социальность, его элементарной частицей.
«...первичный и элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этим подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой»[23].
Само сознание рода является не духовным или нравственным понятием (например, патриотизм), а врожденным, данным человеку от природы, т.е. психическим свойством человека.
Необходимо, чтобы человек осознавал (идентифицировал) это качество. Первый шаг к социальности – микро -идентичность: признание другого принадлежащим к одному роду с собой.
Таким образом, мы здесь видим, что «социальность» по Гиддингсу имеет естественное, психологическое происхождение. Вспомните, у Дюркгейма первичная социальность – объективный социальный факт; у Вебера первичная социальность – рациональное (разумно осмысленное и продуманное) социальное действие.
|
|
2) сознание рода инициирует формирование макро-социальности, общества и его ассоциаций;
3) определяет типологию социальных классов (социальный, несоциальный, псевдосоциальный, антисоциальный классы);
4) характеризует степень социального взаимодействия человека с обществом; укрепляет единство и сплоченность нации (чем глубже принадлежность к сознанию рода, тем выше выражена социальная макроидентичность);
5) определяет социальную эволюцию общества;
6) мотивирует поведение индивида и его социальную активность (Гиддингс рассматривал сознание рода как активный мотиватор повышения благосостояния американской нации).
«Сознание рода» означает духовное единство разумных существ, сознательно взаимодействующих друг с другом в интересах укрепления солидарности.