Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Компьютеризация общества отличается от информатизации общества тем, что она является чисто техническим процессом, т.е. представляет собой внедрение компьютеров во все стороны человеческой жизни.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные компьютерные технологии и технические средства.
Аспекты информационной культуры:
|
|
Ø умение использовать современные технические средства (телефон, факс, ПК, ксерокс и т.п.);
Ø способность использовать информационную технологию (в частности, умение работать с прикладными программами);
Ø умение извлекать информацию из различных источников (периодическая печать, телевещание, компьютерные сети – Интернет) и эффективно ее использовать;
Ø умение работать с различной информацией;
Ø знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационные ресурсы – отдельные документы и массивы документов, представленные в различных формах (библиотеки, архивы, компьютерные базы данных и т.д.).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов, которые отражают информационную модель его производителя и воплощают его собственное представление от конкретной предметной области.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном и некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Компоненты рынка информационных продуктов и услуг:
Ø техническая и технологическая составляющая (современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие технологии переработки информации);
|
|
Ø нормативно-правовая составляющая (юридические документы: законы, указы, постановления, обеспечивающие цивилизованные отношения на информационном рынке);
Ø информационная составляющая (справочно-навигационные средства и структуры, помогающие найти нужную информацию);
Ø организационная составляющая (элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг).