Цель: в игровой ситуации познакомить детей с типами темперамента; помочь увидеть своеобразие окружающих людей; понять и принять качества своего темперамента; учить адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности и принимая такими, какие они есть.
Ход игры: Взрослый читает начало сказки «Альпинисты»:
— Жили-были четыре смешных маленьких человечка. И имена у них тоже были смешные. Звали
их: Хол, Сан, Мел, Флег.
Детям предлагается рассмотреть изображения Хода, Сана, Мела, Флега и простым карандашом написать под каждым портретом качества характера, которые, по их мнению, свойственны человечку.
Взрослый продолжает:
— Все они были хорошие, добрые, вместе играли,
умели дружить. Но если принимались за какое-нибудь трудное дело, то вели себя по-разному.
Однажды они отправились в путешествие. Пока их дорога проходила через красивый луг, покрытый цветами, они дружно шли все вместе, держась за руки.
Но вот дорогу им преградила высокая гора. И это препятствие показало, какие они разные:
|
|
Мел сказал тихим голосом:
«Я на гору не пойду,
Вдруг с горы я упаду?»
А Сан бодро заявил:
«Я вершины не боюсь,
До нее я доберусь!»
Флег задумался и сказал:
«Что мне делать — я не знаю,
Гору вижу и зеваю...»
Но тут вперед вырвался бесстрашный Хол и громко затараторил:
«Вам меня не удержать!
Буду гору покорять!
Ой! Бегом! Вперед! Скорей!
Обгоню я всех друзей!»
— Давайте придумаем, что произошло с друзьями дальше.
Дети предлагают свои варианты окончания сказки, затем коллективно выбирают наиболее удачный финал.
Взрослый просит детей еще раз просмотреть записи под портретами и если нужно, изменить их или дополнить.
Примечание: При возникновении затруднений можно прочитать или написать на доске следующие прилагательные: осторожный, смелый, задумчивый, спокойный, грустный, решительный, энергичный, добрый, умный, медлительный, веселый, нерешительный, торопливый, бодрый и т. п.
По окончании выполнения задания взрослый рассказывает детям о положительных чертах каждого персонажа.
Во время рассказа некоторые дети постараются вновь изменить записи под портретами. Взрослый делит детей на команды, состоящие из четырех участников, и предлагает каждой команде распределить роли и разыграть сценку по сюжету сказки. Затем просит поменяться ролями (следит за тем, чтобы нерешительным детям достались роли Сана и Хола) и еще раз «разыграть спектакль».
29. ЧЕТЫРЕ ХАРАКТЕРА
Цель: развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей.
Ход игры: Взрослый читает первую часть сказки «Цветочные характеры»:
|
|
— Жил-был Садовник. Он очень любил цветы.
Выращивал их, ухаживал за ними.
Все цветы радовали Садовника своей красотой, запахом, но у каждого цветка был свой характер.
Красавица Роза, желая показать свою неприступность, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг нее сорняки.
Общительный Колокольчик развлекал Садовника веселой беседой, а Вьюнок удивлял его своей смелостью и настойчивостью — он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты.
Другие цветы тоже отличались характером.
Но характеры, оказывается, могут меняться, и один из цветков изменил свой характер.
Как же это произошло?
Красивая, но неприступная Роза стала замечать, что ее красота никому не видна. Ее не срывали для букетов, которыми украшали праздники, не сажали на клумбах.
— Почему так происходит? — спросила она Садовника.
— Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех, кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я — Садовник и люблю цветы с любыми характерами, но остальные не будут любить тебя только за красоту.
Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми.
А если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо и с улыбкой предупреждала: «Осторожнее, у меня на стебле выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста».
Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными. Ее приветливость всем пришлась но душе, красота восхищала, аромат поднимал настроение, а на шипы почти никто не обращал внимания.