Тема: История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России.
1. Помощь слепоглухим за рубежом и в России в XVIII-XX вв.:
- обучение Лоры Бриджмен и Елены Келлер;
- организация обучения слепоглухих за рубежом и в России в начале XX в.;
- обучение слепоглухих в г. Харькове и г. Ленинграде до 1941 г.;
- организация обучения слепоглухих в послевоенное время.
2. Обучение детей с комбинированным нарушением зрения и слуха в г.Сергиев Посад на современном этапе.
3. Международная организация помощи слепоглухим.
Задание:
-подготовить доклады «Вклад И.А.Соколянского в отечественную тифлосурдопедагогику», «Вклад О.И.Скороходовой в отечественную тифлосурдопедагогику»;
- составить глоссарий по теме.
Литература:
1. Апраушев А.В. Тифлопедагогика. Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухих. – М., 1983.
2. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих в России //Дефектология. – 1992. - №2.
3. Басилова Т.А. Полвека международной помощи слепоглухим //Дефектология. – 1999. - №6.
|
|
4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. –М.: ООО «Аспект», 2005.
5. Диккенс И. Американские заметки. – М., 1958. – Т. 9. – Стр. 7-61.
6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
7. Розанова Т. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология.- 1992.- № 2-3.
8. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001.
9. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2000.
10. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского – М., 2003.
11. Шапошникова Н.Д. Жизнь и подвиг Елены Келлер // Дефектология.- 2000.- № 5.
Семинарское занятие №3
Тема: Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте
1. Сложная структура нарушения: понятие, основные группы детей с сочетанными нарушениями.
2. Варианты нарушений:
- по сочетанности;
-по выраженности;
-по одновременности и разновременности наступления;
-по времени наступления.
3. Классификации слепоглухоты.
4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов с нарушениями зрения и слуха.
5. Нозологические варианты этиологически сложного нарушения, их характеристика.
Задание: составить глоссарий по теме.
Литература:
1. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефектология.-1985.- №5.
2. Бертынь Г.П., Лукашова И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей: Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. – М., 1985.
|
|
3. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов.//Дефектология. – 1989. - №3.
4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.,2006.
5. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М., 2002.
6. Розанова Т. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология.- 1992.- № 2-3.
7. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., 2001.
8. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2000.
9. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского – М., 2003.