Проблемы психического развития старшеклассников относят к одной из глобальных проблем юности. Для старшеклассников важно найти ответы на вопросы: кем быть? каким быть? с кем быть?
Групповое консультирование старшеклассников осуществляется на основании выделения ими конкретных типичных проблем:
- кризисные явления при переходе к зрелости, проявляющиеся в трудностях принятия важных жизненных решений о выборе профессии, о стиле жизни, о жизненных планах и ценностных ориентациях;
- главная проблема – трудности в поиске своего места в жизни и в мире взрослых;
- формирование интимности как комплекса феноменов: дружбы, эротических и сексуальных связей, любви. Интимность связана и с чувством относительной изоляции человека;
- столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют представлениям старшеклассников о ней;
- формирование определенного ролевого репертуара ролей; который может происходить очень непросто, с преодолением различных, внешних и внутренних противоречий;
|
|
- соотношение оценок с самооценками (тенденция к завышению) ставит оценочную деятельность старшеклассников в разряд важных проблем их психического развития и, соответственно, - группового консультирования.
Кризисные явления в ранней юности, по результатам исследований психологов, сопровождаются перепадами активности, настроения, самочувствия. Многие в этом возрасте испытывают острое желание общаться, но оно быстро сменяется чувством потери интереса к общению, такое состояние может быть скачкообразно.
Часто встречающиеся проблемы группового консультирования старшеклассников – это юношеская депрессия, пессимизм, одиночество, размышление о смысле жизни, тема выбора.
Подходы и методические приемы, используемые для консультирования старшеклассников следующие:
- логотерапия, помогающая в поиске себя, смысла своей жизни, перестройке отношения к жизненным неприятностям, горю, стрессам;
- психосинтез, работа в ходе которого должна начинаться с признания факта вступления в трудную ситуацию, осознания и выбора пути (психосинтез способствует формированию высшего «Я», расширению сознания);
- гуманистическое направление, в ходе которого можно проводить тренинг личностного роста, решение психологических задач, мотивационный тренинг;
- арттерапия, где приобщение к искусству играет роль возвышающего душу действия, способствует катарсису, развитию креативности;
- нейролингвистическое программирование (НЛП), с помощью которого может осуществляться перестройка жизненных программ, ориентаций;
- трансактный анализ, который предоставляет возможность выстраивать свое «Я» в русле трех позиций: Взрослого, Ребенка, Родителя. Позиция Взрослого у старшеклассника должна быть изменена в сторону повышения его ответственности за принятие решений.