Рис. 39
Во время консультирования встречаются все 6 стратегий структурации времени.
Клиент «игнорирует» консультанта, делает вид, что самой такой профессии не существует.
После того, как клиент примет решение все же обратиться к психотерапевту, наступает этап
ритуального общения названный Карлом Виттакером «борьбой за структуру». На этом этапе
стороны договариваются о правилах совместной работы, и заключается
психотерапевтический контракт. «Работа» и «времяпрепровождение» сливаются в терапевтический коктейль, в котором преобладание определенного ингредиента зависит от метода, который использует консультант, его личностных особенностей, культуральных традиций и преобладающей в данный момент времени моды. Психологическая игра - кошмар начинающих консультантов. Если ее инициатором выступил психотерапевт его «прорабатывают» на супервизии, а в случае, когда первую скрипку сыграл клиент, размер полученного консультантом ущерба определяется степенью сыгранной игры. Ситуация взаимопонимания и психотерапевтического резонанса возникающие в процессе профессиональной психодинамической терапии очень похожа на стратегию интимности.
|
|
Сценарный процесс. Трансакционные аналитики считают, что каждый из людей проживает свою жизнь не спонтанно, но по определенному сценарию. Прототипами жизненных сценариев, выступают древнегреческие мифы (сценарии Сизиф, Прометей, Эдип, персей и т.д.) и сказки (сценарии Красная шапочка, Синяя борода, Гуси-лебеди и т.д.). Ребенок получает установки о базовых параметрах своего жизненного сценария от родителей, которые нашли друг друга и вступили в брак, также выполняя сценарные предписания (ряд специалистов прослеживает до семи поколений однотипных сценарных процессов). В Эго-состояние Родитель закладываются приказы, правила, будущие достижения. В Эго-состояние Ребенок - контр-приказы, иррациональные убеждения, правила игр. Свобода выбора ребенка ограничена этими предписаниями. Он не может создать для себя сценарий, принципиально отличающийся от родительского, он может выбрать нюансы, призванные подчеркнуть отличия современности.
Мать |
Orta |
Дочь
Рис. 40
Важнейшим в создании жизненного сценария является выбор концовки. Что будет в конце Вашей жизни? Как вы умрете? Какая эпитафия будет на Вашей могиле? Кто придет на Ваши похороны? Что будут говорить о Вас после смерти? Ответы на эти вопросы ребенок находит до трех лет. С трех до пяти создается основная фабула сюжета и определяется отношение к миру. Возможны следующие варианты:
1. «Я + Ты —» - я хорош и всегда буду лучше тебя, ты плох, ты хуже меня и всегда таким
останешься. Установка ведет к дискриминации других людей по различным признакам.
Эта установка, часто выдается за позицию «победителя», «удачника», что, конечно же,
неправильно, так как в этом случае если и возможна, то только «Пиррова победа».
|
|
2. «Я - Ты +» - я плох, у меня некрасивая внешность, я глуп, слаб физически и морально,
ты хорош, тебе повезло при рождении, в лучшем случае я могу быть твоим слугой, если
ты будешь обо мне заботиться, решать, что мне делать.
3. «Я - Ты -» - я плох и ты плох, все люди плохи, весь мир ужасен. Всемирная
катастрофа неизбежна, ничто хорошего нас не ждет.
4. «Я + Ты +» - наиболее зрелая установка, характеризующая автономную личность,
способную к интимности. Я хорош и ты тоже, я уважаю себя и тебя. Я забочусь о себе,
но уважаю и твои права.
В подростковом возрасте человек отрабатывает анти-сценарий, пробует «другую колею», но даже эти эксперименты проводятся в рамках семейного сценария. После того как найдена «вторая половинка», а критерий, по которому она идентифицируется - это готовность к участию в качестве партнера в совместных «психологических играх», и создания собственной семьи человек возвращается в сценарный процесс написанный им ранее. Далее все движется к выбранному когда-то окончанию жизни.