Некоторые консультанты очень широко трактуют понятие консультации, в центре внимания которой предполагается программа. Они включают в круг ее рассмотрения организационные проблемы, связанные с работой детских учреждений. Они часто сталкиваются с необходимостью осуществить вмешательства, которые нацелены на решение системных вопросов (например, когда возникает потребность в стратегическом планировании, обучении персонала, расширении или сокращения штата). При этом консультанты выполняют следующие роли.
1. О6учение и развитие. Большая часть программ детского развития нацелена на обучение и повышение уровня компетентности своих сотрудников. Такой акцепт обусловлен еще и тем, что существуют жесткие финансовые или собственно программные лимиты, не позволяющие учреждениям нанимать педагогов и воспитателей, имеющих хорошую специализированную подготовку. Кроме того, потребность в обучении возрастает в тех случаях, когда внедряются новые виды вмешательств, образовательные доктрины и психологические концепции или появляется необходимость в освоении навыков работы с уникальными детскими проблемами (White book, Howes, & Phillips, 1989).
|
|
2. Техническое, содействие. Многие программы детского развития функционируют в соответствии со стандартами, определяющими этот вид деятельности, нормами аккредитации и лицензирования. Те же программы, что не удовлетворяют критериям, устанавливаемым правительственными или финансовыми органами, долго не существуют. Потребность в разработке стандартов качества или выполнение требований существующих стандартов побуждает современные программы развития детей прибегать к услугам консультации. В качестве примера можно принеси такую модель обслуживания, как техническое содействие (ТА — technical assistance). Это консультационный подход, цель которого состоит в том, чтобы оказать содействие в оценке предоставляемых программам и услуг, выявить те области, которые не отвечают существующим требованиям, и внедрить новые корректирующие стратегии, направленные на совершенствование функционирования программы. Еще один пример: консультанты, осуществляющие техническую помощь, нанимаются региональными офисами программ начального уровня, а организационно они входят в состав центров помощи. Так, и Центре поддержки и обучение начального уровня (Head Start Resource and Training Center, 1993) III региона создано «объединение опытных консультантов», члены которого содействуют программам начального уровня по целому спектру ион росой.
3. Консультация по вопросам управления. Быстрота перемен, расширение поля деятельности диктуют необходимость специализации и изменения требований внешнего плана, потребность в руководителях программ детского развития, которые могли бы сосредоточиться на организационном планировании и решении проблем. Консультанты, особенно те кто; имеет специальное образован не в сфере организационной теории и практики, помогают руководителям программ развития сосредоточиться на выявлении и устранении слабых мест и деятельности организации и на подготовке ее к предстоящим переменам. Такого рода консультирование осуществляется в больших и малых группах или в индивидуальной форме
|
|
Психологическая консультация в учреждениях детского развития. Процесс разносторонней помощи, предусматривающий, что консультанты, компетентные в вопросах детства и семьи, оказывают содействие консультируемым (преподавателям, вспомогательному персоналу, сотрудникам социального обеспечения, родителям), чтобы удовлетворить потребности психологического плана и развития
См 59
99 – 110