Конструкция, технология изготовления и схемное исполнение регуляторов
напряжения тесно связаны друг с другом. Основные тенденции развития
конструкций и схем обуславливаются стремлением миниатюризировать
регулятор, чтобы при встраивании в генератор Он занимал меньше места,
увеличить число выполняемых им функции (например, наряду со
стабилизацией напряжения сообщать о работоспособности генераторной
установки, предотвращать разряд аккумуляторной батареи при
неработающем двигателе), а также повысить качество выходного
напряжения.
Вибрационные реле-регуляторы и контактно-транзисторные регуляторы и
настоящее время полностью заменены электронными транзисторными
регуляторами напряжения. С развитием электроники наметились
существенные изменения в схемном и конструктивном решениях
электронных регуляторов. Теперь их можно разделить на две группы –
регуляторы традиционного схемного исполнения с частотой переключения,
меняющейся с изменением режима работы генератора, и регуляторы со
|
|
стабилизированной частотой переключения, работающие по принципу
широтно-импульсной модуляции (ШИМ). По конструкции регуляторы
традиционного схемного исполнения выполняются либо на навесных
элементах, расположенных на печатной плат, либо в виде гибридных схем,
регуляторы с ШИМ могут быть гибридного исполнения или полностью
выполненными на монокристалле кремния. Число транзисторов в
традиционных схемах невелико, обычно значительно меньше десятка, в
регуляторах с ШИМ это число составляет несколько десятков. Последнее
стало возможно с развитием электроники, так как в микросхемах,
выполненных на монокристалле кремния, стоимость схемы мало зависит от
числа транзисторов. Применение же ШИМ позволяет повысить качество
стабилизации напряжения и предотвратить влияние на регулятор внешних
воздействий.
Современные регуляторы выполняются в основном встроенными в
генератор. Тем не менее, отечественная промышленность выпускает целую
серий малогабаритных регуляторов напряжения для размещения вне
генератора. Эти регуляторы выполняются в идентичных корпусах, по
практически одинаковой схеме, на унифицированной крепежной панели с
набором отверстий, позволяющих устанавливать регуляторы на разные
модели автомобилей. Регуляторы предназначены для замены ранее
выпускавшихся реле-регуляторов, контактно-транзисторных регуляторов и
устаревших транзисторных регуляторов, кроме регулятора 13.3702-01
автомобилей “Волга” ГАЗ-31029 И “Газель” ГАЗ-33021, схема которого
представлена на рис. 3.17. Измерительным элементом этого регулятора
|
|
является делитель напряжения на резисторах R1, R3, R4, причем резистор R1
подбирается при настройке. Элементом сравнения представлен стабилитрон
VD1, причем стабилитрон, в отличие от схемы на рис.3.4, включен в
эмиттерную цепь транзистора VT1, что увеличивает величину тока через
стабилитрон и, следовательно, точность поддержания стабильности
напряжения.
Часть схемы на транзисторах VT1, VT4 является регулирующим органом.
Транзисторы VT3, VT4 - включены по схеме составного транзистора (схема
Даолингтона).