И стилевых характеристик интеллекта

В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ1

Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из фак­торов, тормозящих темп нарастания возрастных изменений пси­хики на поздних этапах онтогенеза. В частности, Б. Г.Ананьев от­мечал, что развитие интеллекта, способность к обучению, посто­янному самообразованию взрослого человека — огромная сила, противостоящая инволюционным процессам [Ананьев Б. Г., 1969].

Таким образом, изучение уровня интеллектуальной сохранно­сти и своеобразия интеллектуальной активности в пожилом воз­расте позволяет подойти к определению тех психологических ре­зервов, которые лежат в основе активного долголетия личности.

Как правило, при исследовании интеллекта используются тес­товые психодиагностические методики, среди которых наиболее известной и широко применяемой является шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS), адаптированная к услови­ям нашей страны в Ленинградском психоневрологическом инсти­туте им. В. М. Бехтерева [Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М, 1983]. Методика Векслера, созданная на основе требований тра­диционного психометрического подхода, связана с принятием оп­ределения интеллекта как некоторого достигнутого уровня пси­хического развития субъекта, проявляющегося в степени усвоен-ности заданного количества знаний, навыков, а также степени сформированности тех или иных познавательных функций (опе­ративной памяти, способности к категориальному обобщению, пространственным преобразованиям и т.д.). В конечном счете, дан­ная методическая процедура оказывается ориентированной на выявление уровневых характеристик интеллекта за счет фиксации показателей успешности (результативности) выполнения конк­ретных тестовых заданий. <...>

Понимание того обстоятельства, что анализ лишь уровневых характеристик интеллектуальной деятельности, на что изначаль­но были направлены психометрические тесты интеллекта, явно недостаточен для диагностики

1 Холодная М.А., Маньковский Н.Б., Бачинская Н.Ю., Лозовская Е.А., Демченко В.Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожи­лом возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 2. — С. 5—13.

своеобразия интеллектуальной ак­тивности человека, привело многих исследователей к необходи­мости поиска новых методических процедур, позволяющих более глубоко и полно описать индивидуальную специфику интеллек­туальной деятельности. Особый интерес в этом плане представля­ют исследования когнитивных стилей — индивидуальных разли­чий в познавательных процессах, характеризующих типичные для данной личности способы переработки информации в условиях построения образа действительности. Можно ожидать, что изуче­ние когнитивных стилей в пожилом возрасте позволит получить существенные дополнительные сведения о динамике интеллекту­ального развития на поздних этапах онтогенеза.

Итак, основная задача... заключается в описании своеобразия уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекту­альной деятельности в пожилом возрасте на основе использова­ния методики Векслера, а также комплекса методик для диагно­стики когнитивных стилей. В качестве уровневых характеристик анализировались традиционные уровневые оценки в виде полной оценки IQ, вербальной и невербальной оценок IQ, а также пока­затели успешности исполнения отдельных субтестов. Кроме того, мы применяли и более дифференцированные по сравнению с тра­диционными уровневые показатели, характеризующие три базо­вых структурных компонента интеллектуальной деятельности, та­ких как «вербальное понимание», «пространственная организа­ция» и «сосредоточенность внимания» (подсчитывалась суммар­ная оценка представляющих каждый компонент референтных суб­тестов).

В нашей работе наряду с учетом специфики интеллектуального профиля (качественная сторона структурной организации инди­видуального интеллекта) учитывались проявления интертестово­го разброса (количественная сторона структурной организации ин­дивидуального интеллекта). В частности, в качестве показателя ва­риативности познавательных функций мы использовали такую ста­тистическую меру, как коэффициент вариации

Cv =^100%. х

Важно подчеркнуть, что переход к подобного рода показателю приводит к смене типа интерпретации индивидуальных результа­тов: значение С„ свидетельствует уже не столько о степени выра­женности тех или иных познавательных функций, сколько об осо­бенностях их организации в структуре индивидуального интел­лекта.

Тенденция перехода от уровневых к структурным характери­стикам интеллекта, по сути, означает признание того факта, что для уяснения своеобразия интеллектуальных возможностей субъекта значение имеет не только и не столько успешность (результа­тивность) интеллектуальной деятельности, сколько тип органи­зации индивидуального интеллекта.

Поскольку данное исследование было ориентировано на выяв­ление своеобразия проявлений интеллекта в пожилом возрасте сравнительно с теми этапами онтогенеза, для которых характер­но интенсивное развитие интеллектуальных возможностей чело­века, то в качестве основного материала использовались резуль­таты обследования с применением методики Векслера трех групп испытуемых: студентов (возраст 18 — 20 лет, п = 57), людей сред­него возраста (возраст 45 — 49 лет, п = 70) и людей пожилого возраста (возраст 60 — 75 лет, п = 70).

Стилевые характеристики интеллектуальной деятельности вы­являлись в группах студентов (п = 27) и пожилых людей (п - 34) на основе использования комплекса методических процедур, по­зволяющих диагностировать следующие основные когнитивные стили:

1) полезависимость — поленезависимость (методика «включен­ные фигуры» Уиткина);

2) ригидность — гибкость (методика словесно-цветовой интер­ференции Струпа);

3) импульсивность — рефлективность (методика «сравнение похожих рисунков» Кагана);

4) аналитичность — синтетичность (вариант методики свобод­ной сортировки понятий, предложенный В.Колга)1.

...Полная оценка IQ, вербальная и невербальная оценки IQ не дифференцируют разновозрастные группы. По всей вероятности, традиционные показатели уровня развития интеллекта в виде IQ имеют определенный смысл при решении задачи сравнения ин­дивидуумов относительно некоторого стандарта исполнения, од­нако они малоинформативны, если речь идет о выявлении свое­образия интеллекта конкретной личности.

По нашим данным, такой показатель, как соотношение (раз­ница) вербальной и невербальной оценок IQ также не является надежным источником диагностической информации в условиях сравнительного исследования, о чем свидетельствует значитель­ная ошибка средней арифметической этого показателя.

Наибольший интерес, как это неоднократно отмечалось в ра­ботах ряда авторов, представляют различия интеллекта в рамках «профильного» анализа исполнения на всех 11 субтестах. <...>

На поздних этапах онтогенеза остаются без каких-либо суще­ственных изменений те вербальные, познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию

1 См. более подробно их описание: Холодная М.А. Когнитивные стили как про­явление своеобразия индивидуального интеллекта. — Клев: Изд-во КГУ, 1990.

значений слов. Более того, обе старшие возрастные группы значимо превосходят группу сту­дентов по субтесту «Понятливость», что, по-видимому, обус­ловлено влиянием накопленного социального опыта (сформи-рованностью социальных оценок происходящего, реалистично­стью суждений и т.п.). В то же время уровень вербальных, позна­вательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитой оперативной памяти и способности к кон­центрации внимания, с возрастом явно снижается. Наконец, успешность выполнения невербальных заданий обнаруживает отчетливое постепенное снижение по мере приближения к по­жилому возрасту, причем эта отрицательная динамика демонст­ративнее всего проявляется на субтестах «Кубики» и «Кодирова­ние».

Указанные выше различия видны и при сравнении выделен­ных нами базовых компонентов интеллектуального исполнения: по фактору «вербальное понимание» различия между тремя воз­растными группами практически отсутствуют, тогда как по фак­торам «пространственная организация» и «сосредоточенность» наблюдается выраженное снижение интеллектуальных возмож­ностей.

Факт разнонаправленности в развитии вербальной и невер­бальной форм познавательной активности отмечался разными авторами.

В частности, Д.Б.Бромлей, обобщая результаты исследований интеллекта с помощью методики Векслера, обнаружила, что оп­ределенные вербальные функции (информированность, запас слов) на протяжении возраста от 20 до 40 лет повышаются, затем следует период их стабилизации на максимально высоком уровне и только с 60 — 70 лет наблюдается некоторое их снижение до уровня показателей 20 лет [Ананьев Б.Г., 1969]. Б.Г.Ананьев на этом основании делает вывод о том, что речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему прогрессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Отметим, что речь следует вести не просто о второсигнальных (вербальных) позна­вательных функциях. Интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается главным образом за счет рабо­ты механизмов понятийного мышления, которые, по-видимому, компенсируют снижение эффективности работы механизмов, обес­печивающих пространственные преобразования и оперативные формы переработки информации.

Таким образом, наши данные подтверждают факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе, свидетельствую­щий, с одной стороны, о существовании органического единства инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в про­цессе старения и, с другой стороны, о формировании мощных компенсаторных механизмов, обеспечивающих при перестройке интеллекта необходимые приспособительные эффекты.

Далее, представляют интерес обнаруженные нами различия между тремя возрастными группами по показателям «вариативно­сти» познавательных функций (различия между группой студен­тов и группой пожилых значимы в пределах 0,05 >р > 0,001). По нашему мнению, этот показатель косвенно характеризует степень интегрированности целостной структуры интеллекта: рост вариа­тивности отдельных интеллектуальных составляющих свидетель­ствует о том, что с возрастом нарастают проявления дискоординации, дисбалансированности различных форм интеллектуальной активности.

Таким образом, своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только качественным измене­нием интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарас­танием дезинтегрированности отдельных познавательных функ­ций).

Наконец, обращает на себя внимание различие в стилевых ха­рактеристиках интеллектуальной деятельности двух возрастных групп: юношеского и пожилого возрастов. <...>

...Между этими возрастными группами отсутствуют различия в степени точности идентификации изображений при их сравне­нии с изображением-эталоном (что позволяет говорить о доста­точной сохранности в пожилом возрасте фазы контроля интел­лектуальной деятельности), а также в числе выделенных групп при свободной сортировке понятий (что свидетельствует о до­статочной сохранности способности, как к категориальному ана­лизу, так и к категориальному синтезу). В свою очередь, в пожи­лом возрасте нарастают проявления полезависимости и ригид­ности, отмечается явная замедленность развертывания ориенти­ровочной фазы интеллектуальной деятельности (возрастает вре­мя подготовки ответа при принятии решения в условиях неопре­деленности).

Итак, проведенные нами исследования позволяют говорить о неоднородности изменений познавательной деятельности в раз­личных возрастных группах, что, по-видимому, является резуль­татом сложной перестройки психической организации, характе­ризующейся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморе­гуляции. При этом возрастные изменения предполагают форми­рование компенсаторных механизмов, обеспечивающих возмож­ность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: