Формы работы с клиентами

Социальный портрет клиента позволяет найти наиболее эф­фективные способы работы с ним и не прилагать напрасных уси­лий для решения надуманных и порой неразрешимых задач.

Работа в ЦСО показала, что существует несколько факторов, вызывающих сильное желание подменить или, в лучшем случае, дополнить работу психолога работой психотерапевта и вести с кли­ентами психотерапевтические занятия. Во-первых, сама типовая должностная инструкция стимулирует это искушение: штатный психолог «консультирует детей, подростков, взрослых по различ­ным вопросам психологической реабилитации (взаимопонимание в семье, межличностные отношения, возрастные особенности раз­вития личности и др.)» [Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности центров социального об­служивания Москвы, 1998, с. 133]. Во-вторых, некоторые клиен­ты, по тем или иным причинам посещающие сеансы психотера­пии (в том числе и в психоневрологических диспансерах), укреп­ляются во мнении, что психолог и психотерапевт суть одно. Как правило, такие клиенты охотно делятся полученным опытом те­рапевтического общения и пробуждают интерес к нему других клиентов. Приходится также учитывать собственные личные ам­биции. Наконец, предложения заняться с клиентами тренинга-ми, гипнозом, тестированием или подобным иногда делают и сотрудники администрации ЦСО.

Противовесом «крамольным» мотивациям может служить чет­кое представление, что психотерапия — это все-таки терапия, т.е. лечение. С одной стороны, не все клиенты ЦСО в нем нуждаются, а с другой стороны, деятельность эта в большинстве случаев вра­чебная и требует медицинского образования.

Во многих курсах психологии приводятся три понятия и соот­ветствующие их определения, которые позволяют каждому жела­ющему найти для себя компромиссный вариант:

- «психотерапевт» — специалист по лечению нарушенного по­ведения с помощью психологических приемов (за исключением медицинского лечения, которое проводит психиатр);

- «клинический психолог» — специалист по диагностике и лече­нию нарушений поведения, так же как и психиатр. Но в сферу психолога не входят многие вопросы из области психиатрии. Он работает в больницах и Центрах психического здоровья, имеет дело с людьми, жалующимися на состояния тревоги или трудно­сти в преодолении неурядиц повседневной жизни; его методом являются беседы с пациентом или психологическое обследова­ние, выбор наиболее подходящей терапии;

- «психолог-консультант» помогает людям, не нуждающимся в психотерапии; решает проблемы взаимоотношений между людь­ми, чаще всего супружеские и семейные. Он должен помогать в налаживании конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Психолог-консультант может работать в центрах по предупрежде­нию самоубийств и в организациях по проблемам наркомании, помощи жертвам насилия и пр. [Годфруа Ж., 1988].

Кроме того, для сколько-нибудь серьезной и эффективной пси­хотерапии необходимы подробное психологическое обследование пациента, продолжительная работа с ним индивидуально или в специально набранной группе, выделение соответствующего вре­мени для общения. Проведение сеансов групповой психотерапии и создание психотерапевтической группы не представляется эф­фективной формой по причине чрезвычайной разнородности уча­стников бесед и краткости встреч.

Годовой опыт общения показал, что работа со столь разнород­ной по составу группой, как собранные по месту жительства и материальному положению клиенты ЦСО, станет эффективной лишь в том случае, если будет построена на возможно широком психологическом базисе, хотя бы частично учитывающем инте­ресы и психологические потребности всех участников группы. С этих позиций наиболее продуктивными представляются группо­вые занятия (беседы) и индивидуальные консультации. Они были избраны в качестве основных форм. Темы первых бесед возникали «стихийно», во время общих неформальных встреч. Но при этом специально психологическая тематика и приемы ведения не под­менялись общими рассуждениями на злобу дня, благими совета­ми популярных изданий. Иначе говоря, ориентация на «предель­но широкий базис» не предполагает упрощения работы и сниже­ния профессионализма.

Многие исследователи, утверждая, что эффективной группо­вая психотерапия может быть лишь в оформившемся коллективе, подчеркивают, что «развитие психотерапевтической группы до уровня коллектива — задача чрезвычайно сложная» | Слуцкий А. С, Цапкин В.Я., 1985].

Не ставя перед собой такие задачи, мы построили свою работу в виде цикла непринужденных целенаправленных бесед под об-

щим названием «Встречи с психологом». Темы бесед обычно пред­варительно намечаются во время первой встречи, но впоследствии могут изменяться согласно пожеланиям участников. Стиль заня­тий — демократический: каждый может свободно высказываться по избранной теме. При выборе тем и проведении бесед учитыва­ется частичная текучесть группы: предыдущая беседа связана с последующей в основном тематически. Давать задания или темы, требующие продолжения в следующей беседе, нецелесообразно из-за большого временного интервала между ними (одна беседа в неделю). Необходимо также учитывать особенности внимания и запоминания у пожилых людей.

Каждая беседа реализуется в форме обстоятельного поиска вы­хода из обобщенных трудных жизненных ситуаций. Иногда в каче­стве начального стимула к заинтересованной беседе используют­ся конкретная и понятная всем проблема, например, «Как изба­виться от бессонницы?». В качестве примеров можно привести на­звания других тем: «Почему мы недовольны?», «Как преодолеть депрессию?», «Как избежать одиночества?», «Психическая само­регуляция», «Отношения в семье», «О старости и старении», «Как сохранить интерес к жизни?», «Ценность общения», «Как сохра­нить память и внимание». Эти беседы нельзя назвать лекциями, поскольку в ходе или в конце каждой из них даются практические рекомендации по соответствующей теме.

Продолжительность каждой беседы — 1,5 — 2 часа.

Большое значение имеет ведение беседы в русле избранной темы, избегая сползания на уровень обыденных рассуждений и погружения в повседневный опыт. Дальнейшие занятия станут не­продуктивными, если не удается в ходе первой встречи удержать интерес клиентов.

Если экзистенциально понимать под старением накопление жиз­ненного опыта, то основную психологическую проблему пожило­го человека можно представить как проблему негативного лично­го опыта и соответственно поиска путей и средств освобождения от его удушающих объятий. Поэтому главная проективная психо­логическая цель занятий — осознание давления негативного лич­ного опыта, необходимости преодоления и устранения его влия­ния на общее психическое и, в частности, эмоциональное состо­яние человека в настоящее время. Как правило, в ходе занятий этого удается добиться.

Другая проективная цель еще более жестко определяется воз­растом слушателей. Будь перед нами люди молодого или среднего возраста, речь могла бы идти о выработке навыков позитивного поведения, уверенности в себе и оптимизации общения. Перед людьми пожилого возраста проблемы межличностного и группо­вого общения (решение которых — важнейшая задача психотера­пии) либо вообще не стоят в силу естественных причин, либо

сводятся к узкой группе внутрисемейных отношений. Скорее, для пожилого человека куда важнее достижение устойчивого внутрен­него равновесия, «душевного покоя», растущая потребность в ко­тором, по результатам бесед, представляется общезначимой и оче­видной. Этим и определяется следующая задача занятий: уяснить, насколько клиент способен (готов) самостоятельно или с помо­щью психолога и окружающих видеть свои проблемы сквозь при­зму негативного опыта. Ускорить решение данной задачи помога­ет предварительно составленный социальный портрет (см. выше).

Философская сверхзадача бесед состоит в попытке (показы­вая, как в проблемных ситуациях можно продуктивно использо­вать положительный прошлый опыт) развить в пожилых людях для многих забытый, для многих неизвестный навык восприни­мать жизненные трудности и неурядицы. Дело, как нам кажется, здесь не в принципиальной возможности достижения такой цели. Открытие для себя нового (противоречащего собственным усто­явшимся взглядам) подхода к привычным явлениям пробуждает интерес к поиску аргументов, вызывает смену душевного настро­ения.

Полученный в беседах материал, основанный на богатом жиз­ненном опыте (мнения, привычные реакции, стереотипы, цен­ности, оценки) представляет большую ценность и может, на наш взгляд, служить продуктивной темой дальнейшего исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: