Двадцать девятая сказка. Дружная страна

(межполовые конфликты)

Половая идентификация происходит в старшем дошколь­ном возрасте, но соперничество в группах характерно уже для начальной школы. Поэтому здесь очень важно поведение учи­теля. Дети чутко реагируют на учительские замечания, распо­ложение к отдельным ученикам, а если педагог необоснован­но делит класс на мальчиков и девочек, половые конфликты возникнут почти наверняка. Чтобы детям осознать положи­тельные стороны совместного женско-мужского общения, психологи в начальной школе могут использовать сказки, ко­торые дают возможность детям отвлечься от своих личных обид, осознать причины конфликта, понять необходимость мирно­го сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания.

В Лесной школе все почувствовали наступление весны. Ветерок в класс приносил запахи первых ве­сенних ароматов. Пахло цветами и свежестью... Сол­нечные зайчики прыгали в тетрадках, отвлекая уче­ников от серьезных занятий.

Медвежонок проснулся и вновь пришел в школу. После зимней спячки он все время приставал на пе­ременах к товарищам с задиристыми играми, уж очень хотелось ему размяться, побороться и поваляться.


А звери опасались его неуклюжести и тяжелой лапы. Другим ученикам тоже хотелось чего-нибудь весело­го и озорного. Учитель-Еж понимал это и прощал активную возню на перемене.

Как-то раз Медвежонок не рассчитал свою силу и больно «осалил» Волчонка. Волчонку было очень больно, но он сдержался, не заплакал, а только по­тирал бок лапой. Хотя Медвежонок видел это, но не подошел, не извинился, а продолжил игру как ни в чем не бывало. Вдруг упала Белочка, ее толкнул Мед­вежонок и тоже не извинился. Белочка стала возму­щаться.

— Опять ты скандалишь, Белочка?! — заявил ей Медвежонок.

— Я не скандалю, я хочу, чтобы ты извинился и не толкался больше. Мне больно!

— Тоже мне, девчонка-неженка, вон я Волчонка нечаянно ударил, он даже не охнул, настоящий муж­ской характер. А все девчонки — противные каприз­ные плаксы!

— Что?! — возмутились девочки. — А вы, маль­чишки, глупые и злые, только двойки получаете и в футбол гоняете!

Поднялся шум. Сколько несправедливых и обид­ных прозвищ услышали звери друг от друга! Девоч­кам легко удавалось придумывать обидные прозви­ща, которые задевали мальчиков за живое. Мальчиш­кам хотелось сразу броситься в драку, но пока они только сжимали кулаки и бормотали: «Ну, мы им по­кажем!»

Мальчики больше не играли с девочками. А если вдруг Зайчику хотелось попрыгать с Белочкой через скакалку, то кто-нибудь из мальчишек ему кричал: «Эй ты, девчонка!», и Зайчик с грустью возвращался к другим, «мужским», развлечениям.

Школьникам было дано задание подготовить кон­церт для родителей.


— Пусть девчонки трудятся, раз они такие ум­ные, — проворчал Медвежонок.

Девочки не отказались и приготовили целый спек­такль «Сказка о стране Неделя».

«В одной стране жили семь маленьких волшебни­ков. Они были очень добрыми. Эти волшебники — мальчики и девочки: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Они помо­гали друг другу, вместе веселились и отдыхали. Маль­чики и девочки там никогда не ссорились. Ведь в спорах они могли потерять свою волшебную силу, и тогда бы страна Неделя погибла. Чтобы сохранить мир и покой, друзья были внимательны друг к другу, умели договариваться и объясняться, уважали себя и других, не выясняли, кто из них лучший. Ведь какая Неделя может быть без девочек: Среды, Пятницы, Субботы, Воскресенья или без мальчиков: Понедель­ника, Вторника, Четверга. Все оии были важными и нужными в этой волшебной стране».

Родителям и учителям сказка очень понравилась. Мальчикам тоже было интересно, но было еще и гру­стно. Грустно потому, что не научились они догова­риваться и дружить, как девочки и мальчики в этой волшебной стране.

После спектакля Медвежонок, Лисенок, Волчонок и другие мальчики подошли к девочкам и поблагода­рили их за сказку. А Белочка предложила:

— Давайте придумаем другую сказку все вместе и покажем ее родителям?!

— Давайте! — обрадовались мальчики. И они все вместе стали обсуждать новую сказку, новые мечты и новые отношения с друзьями.

Завершая тему конфликтов и агрессии, вспомним, что для коррекционной работы необходим комплексный подход к личности ребенка. В общении с агрессивными детьми реко­мендуют следовать Ъледующим правилам.


Правила работы с агрессивными детьми

1. Выяснить причину поступка, выработать другие пути до­стижения цели (расширять социальные модели поведения).

2. Проявлять недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом (продолжая любить).

3. Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать свое объективное недовольство), и вводить социальные пра­вила (в доступной форме).

4. Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребенка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращение зла и др.).

5. Беседовать с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников и др.).

6. В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыд­но и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать и др.).

7. Дать возможность самому ребенку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели поведения.

8. Учить ребенка предвосхищать последствия своих нега­тивных действий.

9. Исключить ситуации, провоцирующие негативное пове­дение ребенка.

10. Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не
менее четырех раз в день), чаще использовать положительную
стимуляцию, позитивные формы воспитания: отмечать и ра­
доваться успехам, достижениям ребенка.

11. Дать возможность ребенку получить эмоциональную раз­рядку в игре, спорте и т.д.

12. Разработать единый систематический подход родителей и педагогов к ребенку. Противоречия в убеждениях я требова­ниях взрослых способствуют закреплению негативного пове­дения у ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: