В каждом классе бывают неприятные пропажи ярких ласти-»лш, красивых и удобных ручек, карандашей и т.п. Чтобы младший школьник осознавал свои действия, вовремя остановился, изменил намерения, используется эта сказка (по мотивам <ждзки «Волшебная сметана» / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Ка-раилнснко «Кукольный театр — дошкольникам» М., 1982).
Слушая историю, дети очень эмоционально реагируют на <'обытия, на поступки героев. Все это видно по их лицам. Чипы кли рассказывая, взрослый наблюдает за реакциями детей w* протяжении всей сказки. Ребята, которые имеют привычку чужое, сразу выделяются из группы. Некоторые из них
настораживаются и пытаются спрятать взгляд. Изменяется цвет лица: они бледнеют или краснеют. После сказки не рекомендуется ее анализировать и обсуждать. Можно провести с детьми беседу на тему «Когда я взял чужое». Чаще всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и испытывают облегчение после признания.
Психически здоровый ребенок школьного возраста знает, чю брать чужое нельзя. Если такое все же случается, он часто презирает себя за это. Но так порой хочется иметь то, что есть у приятеля или соседа по парте. Мы обсуждаем такие действия и поступки, но с пониманием и прощением.
После беседы детям нужно дать возможность поиграть в различные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором времени вы «случайно» найдете пропавшие предметы или игрушки
В моей практике было и такое, что дети признавались в содеянном друг другу сразу после занятия. Очень сложно признаться взрослому, особенно учителю. Но и не следует требовать этого от детей. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог сам себя контролировать.
С младшими школьниками, у которых наблюдается клинический вариант клептомании, требуется длительная работа р.инообразными методами, приемами, с привлечением членов семьи, специалистов.
В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: «Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку», — подумал Волчонок.
Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет! Со слезами на гла-
iax Волчонок спрашивал у своих друзей: «Вы не видели мое яблоко?»
— Нет!
— Нет! Нет! Не видели! — отвечали ученики,
Волчонок заплакал. Это заметил учитель Еж.
— Что случилось? — спросил он.
— Пропало яблоко, — ответили ребята.
— Я его... хотел... маме... подарить... Она очень
любит, — всхлипывал Волчонок.
Еж понял, в чем дело:
— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но
еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшеб
ное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в
гюдарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко
съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.
Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг
»а друга.
— Что? Что? — спросил Лисенок. — Подойдите
поближе, я плохо вижу! У меня хвос^ еще не отва
лился? Это я съел яблоко.
Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисе-•»с«. Они были рады, что он сознался.
А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.
— Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие
сладкие фрукты. Не удержался, — сказал Лисенок.
Волчонок простил друга.
На следующий день в Лесной школе на завтрак А»мли оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Ли-сс-нок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:
— Это для твоей мамы!
— А ты? — спросил Волчонок.
— Я потерплю, — прошептал Лисенок.
Волчонок положил апельсин в портфель для мамы.
А сюй завтрак разделил поровну. Одну половину «пгльсима взял себе, а вторую отдал другу.
Одиннадцатая сказка. Подарки в денъ рождения
Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эга сказка.
Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.
— А ведь очень полезная вещь для Белочки! —
уговаривал сам себя Лисенок.
— Но ведь это старенькая игрушка! — пытался
отговорить друга Волчонок.
— А дареному коню в зубы не смотрят! — вспом
нил Лисенок известную пословицу.
— Нет, Лисенок, ты не прав! — продолжал возра
жать Волчонок. — Тебе приятно бы было получить
такой подарок?
— Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а
может быть, ей приятно! — отговаривался Лисенок.
— Да, видно у тебя еще остался вирус жадности,
Лисенок!
— А знаешь, как с ним трудно бороться! Я пыта
юсь, борюсь, но иногда ничего не получается! — огор
чался Лисенок. — А Белочка мечтала о копилке, я
это помню.
— Хорошо, но тогда хоть сделай подарок краси
вым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать
ее новой, — советовал другу Волчонок.
— Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Бе
лочке? — поинтересовался Лисенок.
— А я нарисовал ей картину и смастерил для нее
чудесную рамочку. Вот, посмотри, — похвастался
Волчонок.
— Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный
лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-неви
димо, да не нарисованных, а настоящих! У меня по
дарок лучше! — смеялся Лисенок.
— Я старался очень! И знаю, что Белочка любит
картины! — оправдывался Волчонок.
— Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть,
ей и понравится твой подарок, — успокаивал друга
Лисенок.
— Ой, смотри, кто это к нам идет?! — воскликнул