В 1998 г. Германия наряду с Финляндией и Францией дала согласие быть координатором системы PEFC. Однако на этом пути встретились затруднения, поскольку не было национальных стандартов, согласованных с широким кругом заинтересованных сторон. Тогда же был разработан проект основных положений немецкой системы лесной сертификации FSC – Германский проект стандартов и передан в FSC на утверждение. В основе проекта лежат 10 принципов FSC. Различие состоит в критериях, уточняющих и конкретизирующих содержание принципов с учетом специфических условий Германии.
Австрия, ориентирующаяся преимущественно на импорт лесопродукции, в отличие от Скандинавских стран сделала упор на развитие рыночно ориентированной сертификации в большей степени, чем сертификации лесопользования как такового.
Отмечены три основных инициативы:
1. «Holz and Osterreich-naturlich-kontrolliert» – для маркировки заготовленной в Австрии древесины и продукции, на 50% изготовленной из австрийской древесины. Инициатива исходила от руководства лесным хозяйством и лесной промышленности Австрии.
|
|
2. Инициатива Австрийского министерства окружающей среды по созданию Рабочей группы, разрабатывающей модель сертификации лесопользования на базе стандартов ИСО.
3. Разработка системы FSC по инициативе «Непромышленных частных лесовладений».
Во Франция в 1996 г. для разработки вопросов добровольной лесной сертификации была создана Национальная рабочая группа. За основу были приняты Национальное законодательство и критерии Пан-Европейской системы. Созданная система ОРР (ORR – Organization, Regulation, Results) отражает управление с учетом сохранения окружающей среды, пригодное для частных лесовладений. Под «организацией» понимается объединение региональных институтов, регистрируемое на основе стандарта ИСО 14001. В соответствии с системой для частных владений Центрами лесовладельцев разрабатываются планы лесоуправления. Выполнение этих планов и устойчивое управление лесами контролируются центрами и другими лесными административными организациями.
Великобритания обладает незначительными лесными ресурсами и является крупнейшим импортером лесопродукции. Ее рынок очень чувствителен к продукции, производимой с учетом охраны окружающей среды. Поэтому здесь вопросы сертификации прорабатывались очень активно.
По инициативе лесопромышленного Комитета Великобритании разработана система Woodmark, основанная на рыночном подходе. Эта марка свидетельствует о происхождении древесины из лесов, управление которыми осуществляется в соответствии с законодательством и рекомендациями властей. При ее использовании требуется, чтобы 90% древесного сырья, включая вторичное, было английского происхождения.
|
|
В 1997 г. около 4000 частных и государственных участков леса имели право использовать эту марку. В то же время Бумажная Федерация Великобритании организовала Рабочую группу по лесной сертификации и предложила ввести единый логотип, объединяющий все существующие маркировочные системы. На практике это означало создание системы гармонизации различных сертификационных систем для лесоуправления и лесопродукции.
В соответствии с другой инициативой – правительственной – в 1995 г. был разработан и в 1998 г. опубликован Лесохозяйственный Стандарт Великобритании (UK Forestry Standard). Он определяет рамки для защиты и лесоуправления в будущем и отражает основные принципы, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и в Хельсинки в 1993 г.
Согласно стандарту Лесохозяйственная Комиссия планировала разработку аудиторского протокола для проведения независимой сертификации лесов в стране. В тесной связи с представителями FSC и другими организациями Комиссия провела работу по согласованию протокола со многими заинтересованными сторонами. Конечной целью был стандарт для сертификации лесоуправления, базирующийся на правительственных нормативах, и проект стандарта FSC.
В Нидерландах правительство начало проводить политику по использованию продукции из лесов с устойчивым управлением начиная с 1995 г. В 1997 г. был опубликован документ «Сертификация и устойчивое управление лесами (минимальные требования)». Четыре минимальных требования затрагивали экологические функции, адекватные управляющие системы, независимые сертифицирующие организации и жизненные системы сертификации «цепочки продукции». В маркируемом продукте допускалось наличие до 30% несертифицированного волокна с обязательным указанием при маркировке состава смеси. Практика сертификации свидетельствовала о том, что большинство продукции было оценено по системе FSC.
Также следует отметить активное участие на национальном уровне в вопросах устойчивого лесопользования и лесной сертификации таких стран, как Малайзия, Индонезия, Япония, Китай, Бразилия, стран Африки и др. Всего по информационным данным в разных регионах мира идет процесс разработки и развития более 50 национальных и международных систем лесной сертификации.
Несмотря на то, что современный рынок продукции лесного комплекса предлагает десятки систем сертификации и маркировок, подтверждающих соответствие данной продукции экологическим и социальным требованиям, реально действующими системами остаются лишь некоторые из них, остальные либо исчезают, либо сливаются с другими системами.
Для европейского рынка наиболее действенными и известными являются три международные системы: PEFS, FSC и ISO. Подтверждают это данные табл. 2 (по состоянию на 2007 г.), где приведена площадь лесов, прошедших процедуру лесной сертификации по различным схемам в разных регионах мира.
Табл. 2. Площадь сертифицированных лесов по различным