Коммерческая деятельность торговых предприятий представляет собой совокупность отдельных коммерческих сделок. Для коммерческой сделки характерны риски, связанные с: надежностью и положением поставщика на рынке; составлением договоров и формированием договорных обязательств (договорной риск); реализацией товаров на рынке (установлением продажной цены, определением времени продажи и т. д.); перевозкой товаров (транспортный риск); платежеспособностью покупателя; колебаниями валютного курса; хранением товаров; организацией работы предприятия и отношением работников к сделке.
Коммерческая сделка может стать эффективной, если она удовлетворяет следующим требованиям: приемлемые затраты, сроки поставки и реализации; имеется явное превосходство желаемых результатов над нежелательными; соответствие всем известным ограничениям; сделка увязана с прошлым и может быть продолжена в будущем.
Причины коммерческого риска: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры и других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения и др. Эти причины связаны с неопределенностью результатов коммерческих сделок. Среди коммерческих рисков выделяют имущественные, торговые и финансовые. Имущественные риски связаны с возможностью потери имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, аварии и т. п. Торговые риски связаны с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки и т. п. Финансовые риски рассмотрены ниже.
Разновидностью торговых рисков является кредитный риск, имеющий место в финансовой деятельности предприятия при предоставлении им товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную предприятием в кредит готовую продукцию.