Как надо сказать?

Конкретно и поэтапно. «Убери конструктор в ящик», - и не сбивайте ребёнка с толку, не давайте других заданий, пока не справился с этим. Ждите, показывайте, помогайте – это уже зависит от возраста и от навыков, которые имеются у малыша.

Но учтите, что дети легко отвлекаются, и, вполне вероятно, даже очень желая сделать «как надо», карапуз не выполнит ваше задание до конца. Он тащит кубик, на глаза попадается машинка, машинку хватает: «Би – би! Поехали!», - вот и всё позабыл.

Тут вам поможет простой рецепт: игрушек должно быть мало! То есть там, на полочках – в ящичках – сколько угодно, а вот играет только с теми, которые нужны в этой, данной игре. Закончил игру? Отнеси на место, у-бе-ри, а потом бери следующее, другое, какое захочешь.

Кстати, с большими кучами игр и игрушек детишки вообще играют хуже, путаются, теряются, требуют, чтоб родители шли – помогали, с ними играли. А вот с небольшой компанией нужных вещей – отлично. Легче сосредотачиваются на игре, внимание не разбрасывается, да и вам хорошо: всё легко уберётся на место.

А теперь о главное - втором варианте, когда ребёнок не рвётся, не хочет и не желает за собой убирать.

Всё не так, опять бардак…

Если уборка игрушек (да и вообще всякая убора) превращается в битву, значит, игрушки … не надо убирать. Взять и перестать требовать на недельку-другую. Почему? Чтобы не рисковать и не получить ещё больших неприятностей в будущем.

Под давлением мамы-папы ребёнок, конечно, сдастся и растащит их, эти игрушки несчастные, по местам. Но сделает это без удовольствия – это раз. И неприятные эмоции, связанные с уборкой, вполне вероятно, осядут в его памяти. Это два.

И что получится? А вот такое несимпатичное следствие, тоже в двух вариантах.

Первый вариант. В скором времени всякая мысль о порядке в комнате будет вытягивать у ребёнка из памяти самые что ни на есть неприятные ощущения. Образуется нечто вроде «якоря» - так психологи называют стойкую поведенческую реакцию на какой-то определённый жест, слово, движение, прикосновение, задачу и т.п.

А тут может «заякориться» сама мысль о необходимости наводить порядок.

И начиная где-то со подросткового возраста, когда человек выходит на тропу независимости, он изо всех сил будет оберегать в свой комнате…кавардак. Проще говоря, он превратится в неряху и будет считать, причём весьма искренне, любой порядок нелепой условностью, вредным напоминанием о том времени, когда он был маленьким и под сильным давлением взрослых.

Второй вариант. Если те же игрушки ребёнок привыкнет убирать под постоянны давлением (вашим), если длительное время заставлять его так наводить порядок, он превратится в страшного чистюлю. Того самого человека, который готов упасть в обморок (или совершенно расстроиться) из-за криво стоящих тапочек.

Мамы, вечно бегающие с влажными салфетками от пыли и готовящие обед в специальных шапочках – из их числа. Папы, хмурящиеся при виде кофточки, случайно брошенной в их кресло или чумазых щёчек малыша – тоже оттуда. Чистота – хорошо, а вот мания порядка – не очень.

Ну, и третье, пожалуй, самое важное для вас сейчас на этом этапе жизни, зачем сызмальства портить отношения со своей деткой? Хорошие отношение – они вам ой как ещё пригодятся!

Что делать?

Организовать дело так, чтобы ребёнку, пока малышу, самому захотелось сделать то-то и то-то (убрать на место игрушки, протереть свой столик, протереть свою обувь после прогулки, в общем, навести чистоту).

Как?

Очень просто. Вот, например, сценка, которую буквально сегодня я с большим удовольствием наблюдала.

Арина, барышня четырёх с половиной лет, вытащила из ящика большую ягодку - свою старую игрушку – подушку: Обнаружила в ягодке дырочку и, хорошенько расколупав её, потянула наружу начинку, белые и пушистые слои синтипона. Вытягивала и подбрасывала, вытягивала и подбрасывала… Ребёнку никто не мешал: игрушка её, ей и игрушкой распоряжаться; да и снегопад получался уж очень весёлым.

Но вот пришла пора идти на прогулку, и вышла из этого такая сценка.

Мама:

- Собирай снежки и пошли гулять.

Арина

делает вид, что не слышит, но «снег» пошёл гуще.

Мама:

- Я уже одеваюсь…

Арина насторожилась.

(«Снег» уже не сыплется, но ещё и не убирается)

Мама с энтузиазмом:

- Делаем снежный сугроб!

(Активный интерес, но…)

Арина оглядывает окрестности, видно, прикидывая размеры уборки.

- У кого сугроб будет больше? У меня! – заявляет мама тогда и, не дожидаясь реакции дочки, начинает весело сгребать - собирать «сугроб», Самостоятельно. И не успела она подхватить 2-3 комочка, как ребёнок кидается в дело. Пара минут – и в центре комнаты возникает «снежная» куча. Одна и большая. Девчушка всё сделала самостоятельно, и в азарте этого делания напрочь забыла, что сначала убирать было лень и хотелось повредничать.

«Смотри, какой он красивый!», - вдруг говорит девчушка, любуясь на свой «сугроб». Понятно, что убирать такую красоту ей не хочется…

Непредвиденная остановка. И что теперь делать?

Но мама оказалась на высоте.

- Арин, давай переложим твой «снег», а то кто-нибудь пойдёт, заденет, сломает… В пакет уберём и у стенки поставим, ага?

Немного подумав, девочка соглашается. Полный порядок и чистый пол.

«Сугроб» в целлофановой упаковке отлично смотрится в уголке. Впрочем, не сомневаюсь: скоро он (по её же инициативе) окажется в детском ящике или в пакете для мусора; а где именно – девчушка решит сама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: