Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из‑за этой «инакости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так и не то, что мы имели в виду.
Было у вас такое: скажешь дочке или сыну: «Убери в своей комнате», он/она трудится – убирает, и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете всё тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. В вашей точки зрения, это безобразие. С детской – полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные для него/для неё вещи (хлам – по‑нашему) глупо засовывать куда подальше.
То же самое происходит, когда мы о чём‑то предупреждаем или о чём‑то просим, или в чём‑то пытаемся убедить своих детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще – к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.
Родителей это раздражает: кивает детка головой, соглашается, вроде всё понял, а потом выясняется, что не понял ни‑че‑го. Но обижаться не стоит. Думается, что умные дети поддакивают нам из самых гуманных соображений: мама‑папа ведь стара‑а‑аются – так зачем же их огорчать?
|
|
Как говорить и действовать, чтобы ребёнок вам понял
Восьмимесячному малышу вы можете сто раз сказать: «Край, упадёшь», – а он всё равно доползёт и свалится (если вовремя не подхватите).
Всем детям говорят, что электричество опасно, а сколько малышей суёт всякие штучки в розетку. А сколько – живо интересуется упавшими на землю проводами! А почему?
С одной стороны – любопытство, с другой стороны – вероятно, ребёнок не был готов усвоить и «переварить» новые знания в той форме, в которой они подавались ему.
Говорите с детьми на их языке – и они прекрасно усвоят то,
от чего вы хотите их предостеречь.
Вот он, язык, понятный ребёнку:
1. Объясняйте наглядно и образно
2. Играйте
3. Рассказывайте сказки
4. Покажите, как делать правильно
5. Избегайте коварного «нет»
6. Повторяйте по-разному
7. Проводите уроки между делом
А теперь постараемся уяснить для себя – почему.