Давайте представим подростковый возраст как лесенку. И поднимемся по ступенькам. На каждой чуть-чуть постоим и разберёмся: что происходит с подростками на данной ступеньке развития, каких изменений нам следует ожидать (в интересах, характере, поведении), как успешно готовиться, чтобы подняться на следующую без крупных потерь.
Поверьте, это не так и трудно: мы уже поднимались когда-то, просто теперь у нас новая роль.
В нашей лесенке мы воспользовались тем разделением, которое предлагает психолог Д.И.Фельдштейн – лично нам оно нравится из-за своих говорящих названий и того, что в основе лежит деятельностный подход.
Процесс развития подростка последовательно проходит через три разных значимых уровня. На этих же уровнях начинает формироваться самооценка подростка (оценка самого себя, своих достоинств и недостатков).
Примечание. Те возрастные рамки, что мы называем, отчасти условны: они относятся, так сказать, к среднестатистическому подростку. А так как среднестатистического подростка не бывает - ориентируйтесь на своего.
|
|
Лично ваша любимая детка может чуть раньше (или чуть позже) выйти на данный уровень. И начало, и продвижения по подростковой лесенке зависит от биологических особенностей юного человека, от пола, от той среды, в которой ребёнок растёт. Кто-то шагает быстрей, кто-то медленней.
Но одно несомненно: четыре отрезка единой дороги каждый подросток пройдёт. И на каждом – свои камушки и препятствия, и в каждом – свои особенности, и свои «вестовые столбы».
Возраст подростковый
Младший С р е д н и й Старший
16-17 лет Ранняя юность | |||
14-15 лет Утверждающе- Действенный | |||
12-13 лет Право- значимый | |||
10-11 лет Локально-капризный | |||
Итак, поднимемся мысленно вместе с подростками по ступенькам, ведущим к самостоятельности, и попробуем разобраться, что же надо ему. От нас.