Когда мы часто критикуем ребёнка – мы вызываем у него неожиданную реакцию. Мы-то надеемся, что он, внимая нашим речам, прочувствует и исправится. А он перестаёт себя уважать.
Самооценка ребёнка очень хрупкая. Только у малышей она всегда на «плюсе», а потом начинает «шататься», у подростка это вообще самое больное место.
Она напрямую зависит от того, как к нему относятся близкие люди, те, кого он любит и ценит. Потом – ещё и от того, как относятся их ровесники, «свои». Окружающие для него – то зеркало, в которое он смотрит на себя (на своё «Я», на себя как личность, на то, что он из себя представляет) и через их отношений формирует/ся отношение к себе.
Здесь важно всё: положительная самооценка, достижении компетентности и независимости; потребность в признании со стороны других.
Что делать?
Лучше всего с само раннего детства относится ребенку так, как вы бы хотели бы, чтобы он относился к вам.
Не унижать, не оскорблять, не позволять себе унизительные прозвища.
Прислушиваться к его мнению, когда он подрастет.
Советоваться, когда он подрастет (и в три года поймёт вас).
Разговаривать на равных.
Восхищаться его новым успехам, даже если они сейчас – с ноготок.
Дать возможность самовыражаться – лепить, рисовать, резать (даже если ненароком это оказался ваш ковер, вы не станете впредь запрещать, вы покажете – как надо и где можно).
Разрешать дружить с теми, кто ему интересен, и водить дочку на ай-ки-до, если ей там нравится, даже если вы убежденный пацифист.
Иначе велика вероятность, что все несостоявшиеся самореализации перейдут в виртуальный мир. Там ваш ребенок построит великолепные города (а реальный мир не получит великого архитектора). Там он будет суперменом и станет защищать слабых (а в классе не окажется мальчика, способного противостоять хамам).
Думаем, вы поняли нашу мысль: не отбирайте у реального мира таланты.