Основные тенденции современного образования

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий в начале 90-х годов выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в. Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это в свою очередь ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — «знаково-контекстного» обучения, по А. А. Вербицкому2. Вторая тенденция — «индустриализация обучения», т. е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция состоит в переходе от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А. А. Вербицкий, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».

Четвертая тенденция соотносится, по А. А. Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролиру-

1 Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. шк. 1982, №3 (38). С. 130—131.

2 Он же. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

ющих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым...». Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции соотносятся с организацией взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента». Тенденции изменения в конце XX столетия общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Эти принципы были сформулированы применительно к среднему образованию1, но они распространяются на все уровни общей образовательной системы, на все образование2. Это следующие основные принципы:

— интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

— гуманизация, усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

— дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

— демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества уча-

1 Концепция общего среднего образования // Науч. рук. ВНИК «Школа» Э. Д. Днепров. М., 1988.

2 Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшей школы: от деятельности к личности. С. 34—36.

щихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием. Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы1. Согласно этому проекту, основанному на «Концепции общего и среднего образования» — «Школа-88», в основе реформирования образования лежат следующие базовые принципы: демократизация образования, его многоукладность и вариативность, регионализация, национальное самоопределение школы, открытость образования, гуманизация, гуманитаризация образования, дифференциация и мобильность образования, его развивающий, деятельностный характер, непрерывность образования. Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества, судя по материалам ЮНЕСКО («Образование в целях обновления, развития, в интересах демократии», 1990). К этим направлениям были отнесены: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарная интеграция в технологии образования; ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции. В проекте развития национальной российской школы воспитывающий характер образования специально подчеркнут: «Отдельный и особо важный вопросвоспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества»2.

1 См.: Бацын В. К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990—1994. М., 1995.

2 Там же. С. 14.

В целом отмеченные выше принципы, направления отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации1. Очевидно, что в меняющихся в образовательном пространстве тенденциях отражаются общие направления изменения в мире, и наоборот, — эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании. Естественно, что происходящие в образовании изменения находили и находят воплощение в научном освещении, обобщении, в целом — в теориях обучения, в его основных направлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: