Обучение: общая характеристика

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируются: а) его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и б) результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего, — педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, преподавания — педагогическая деятельность. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, содержание и мето-

1 Термин «обучение» используется и в смысле дрессуры — выработки определенных рефлексов, реакций применительно к животным.

ды обучения; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Другими словами, психологическая проблема состоит в «…установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения»1

Содержание и программа обучения

Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В. В. Давыдовым:

— учебно-воспитательный процесс... осуществляется на основе усвоения... содержания системы учебных предметов;

— каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного создания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;

— стержнем учебного предмета служит его программа, т. е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и.умений, которые подлежат усвоению;

— программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения... проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;

— содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности2.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926. С. 390.

2 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 163.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: