Социальная ситуация развития

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития», которая определяет содержание, направление этого процесса и формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития есть некоторая «система отношений» ребенка и социальной среды. Изменение этой системы определяет и основной закон динамики возрастов. «Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития, и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени»1.

При этом Л. С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие — это целостное развитие всей личности. Понятие социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности достаточно емкое, оно включает в себя и средство реализации этого отношения — деятельность. Согласно А. Н. Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другиеменьшее. Одни играют главную роль, другиеподчиненную» 2.

1 Выготский Л. С. Детская психология. С. 260.

2 Леонтьев А. Н. Избр. психологические соч.: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 392.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: