Подходы к определению усвоения

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения, учения, учебной деятельности вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение, представляя собой сложное, многозначное понятие, может трактоваться с разных позиций, с точки зрения разных подходов.

Во-первых, усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение», в терминах А. Н. Леонтьева, общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно, умений и навыков), нравственных норм и этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, протекает ли оно стихийно или в специальных условиях образовательных систем.

Во-вторых, усвоение — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

В-третьих, усвоение есть результат учения, учебнойдеятельности. Говоря о прочности, системности, качественности усвоения учебного материала, исследователи имеют в виду именно результативную сторону. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, «центральной части процесса обучения», по С. Л. Рубинштейну. Более того, согласно В. В. Давыдову, «усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности»1.

В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т. е. использования этих знаний в форме умения на их основе решать новые задачи. По определению С. Л. Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т. д.».

Близкая к этому определению усвоения его трактовка предложена Дж. Брунером. Он рассматривает «освоение» как одновременно протекающие три процесса: получение новой информации; преобразование (трансформация), приспособление информации к решению задач и проверка, контроль2. Очевидно, что, хотя Дж. Брунер в значительней мере отождествляет усвоение и саму учебную деятельность (о чем свидетельствует включение в этот процесс контроля), он также подчеркивает сложность, фазность этого процесса.

1 Давыдов В. В. Строение учебной деятельности младшего школьника // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. С. 76.

2 Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 370—371.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: