Специфика педагогического общения

Новое качество педагогического общения определяется прежде всего тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую, ибо исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является, как отмечалось в предыдущих главах, воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А. А. Брудному, но только в общем плане. Трансляционная функция реализуется во всех формах учения человека — игре, повседневном бытовом взаимодействии с другими людьми. Обучающая функция — как проявление трансляционной реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы — дошкольном, школьном, институтском. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников, учеников между собой» Как подчеркивает А. А. Брудный, «…общение учителя с учениками инструментально, ибо имеет целью координацию совместных действий в учебном процессе. Естественно, что при этом общение выполняет трансляционную функцию. Но не менее естественно, что для настоящего педагога общение с учащимисявсегда самовыражение...»1.

В то же время педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой «Человек—Человек» (по Е. А. Климову). Напомним, что этой схемой определяется взаимодействие учителя и учеников, работников бытового обслуживания и клиентов, врача и пациентов, психотерапевта и клиентов и т. д. Соответственно педагогическое общение имеет сходные со всеми видами названных выше взаимодействий черты, ближе всего оно

1 Брудный А. А. Указ. соч. С. 34—35.

к общению психотерапевта и клиента. «…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику, прежде всего, убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд…. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностьютогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов...»1.

Не менее существенной является и отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает, облегчает ученику выразить себя, выразить то, что в нем есть положительного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

Таким образом, говоря о педагогическом общении, отметим наличие в нем обучающей и фасилитативной функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: