15 апреля 1910 г. Вальвен через Авон
Не хотите ли, дорогой друг, прийти к Гаво в понедельник? Я там буду с 4 1/2 до 5 часов. Очень хотел бы Вас повидать, а это единственная возможность. Оттуда я сразу же уеду...
Если Вы придете, то услышите репетицию «Матушки-Гусыни».
Тороплюсь, сердечный привет всем.
Морис Равель
Равель предоставил МОН первое исполнение пяти детских пьес для фортепиано в 4 руки, которые он сочинил в 1908 году и назвал «Матушка-Гусыня». Они были исполнены в зале Гаво 20 апреля 1910 года. Сначала Равель хотел, чтобы эти пьесы — легкие и в то же время трудные — исполнялись детьми Годебских, которым они и посвящены; но дети отказались из застенчивости и неуверенности в себе. Вместо них на концерте играли две девочки: вторую партию — Женевьева Дюрони, ученица г-жи Шене, а первую партию — Жанна Лелё, ученица г-жи Маргариты Лонг.
Концерт привлек весь музыкальный Париж, и успех «Матушки-Гусыни» был шумный. Однако это не обезоружило недоброжелательство небольшой группы враждебных Равелю критиков. Так, в газете «La Liberté» Гастон Карро, обычно выступавший более удачно, назвал Женевьеву Дюрони и Жанну Лелё «маленькими трещотками».
|
|
Равель послал Жанве Лелё письмо, в котором поздравлял и благодарил ее.
М-ЛЬ ЖАННЕ ЛЕЛЁ
21 апреля 1910 г. Гранжетт
Мадемуазель,
Когда Вы будете знаменитой пианисткой, а я глубоким стариком, достигшим вершины славы, или, может быть, всеми за-
бытым, Вам приятно будет вспомнить о том, что Вы доставили композитору столь редкую радость — услышать исполнение довольно трудного произведения в точном соответствии с его замыслом.
Тысячу раз спасибо за Ваше детское умное исполнение «Матушки-Гусыни».
Примите уверения в признательности преданного Вам
Мориса Равеля
М-ль Лелё, с именем которой мы еще встретимся, не обманула ожиданий, выраженных в проницательных строках Равеля: она получила впоследствии Большую Римскую премию.
ЖАНУ МАРНО
Суббота, 7 мая 1910 г.
Вальвен через Авон (С.-и-М.)
Дорогой друг,
Не смогу пойти на «Саломею»: занят оркестровкой... и дело подвигается не очень быстро. Утешусь, играя «Прелюдии» Дебюсси,— эти изумительные шедевры. Знаете ли Вы их?
Благодарю, сердечный привет, тороплюсь.
Морис Равель
«Занят оркестровкой... и дело подвигается не очень быстро». Эти строки лишний раз показывают, что Равель неспособен работать кое-как.
В этом году ставили одновременно «Саломею» Рихарда Штрауса и «Саломею» Мариотта.