18 июля 1921 г.
Бельведер, Монфор-л'Амори (Сена-и-Уаза)
Дорогой друг,
Давно уже собираюсь Вам написать. Одни утверждают, что Вы в Лондоне, другие — что в Риме, третьи — в Америке; одним словом, где Вы — неизвестно. Вы скажете, что я мог бы написать в Женеву. Я хорошо помню, что Вы живете на бульваре де Транше, но забыл номер дома. На всякий случай отдам это письмо г-же Серт с просьбой передать его Вам. Хотя — прекрасная мысль! — пошлю его Прюньеру.
Дело в следующем: Мадлен Грей (Париж, 9-й округ, улица Мартир, 48) спрашивает, не могу ли я устроить ей ангажемент в Женеву на предстоящий сезон — кажется, я не ошибаюсь, речь идет именно о предстоящем сезоне; она желала бы выступить с моими произведениями. Охотно ее рекомендую: это одна из наших выдающихся певиц; у нее красивый голос, достаточно сильный и очень чистый. И что тоже ценно, отличная дикция. Благодаря ей публика могла слышать «Шехеразаду» не только в виде симфонической поэмы. При первом исполнении она пела «Еврейские песни» на древнееврейском языке. Не могу поручиться за чистоту произношения, но знатоки уверяли, что оно было хорошим. Форе доверил ей первое исполнение своих новых вокальных произведений; Жорж Гю — также. Это доказывает, что она может петь не одного только Равеля.
|
|
Не опоздал ли я? Меня замучили бы угрызения совести. Правда, что, помимо указанных причин, я был ужасно занят. Да и устройство моего дома еще не завершено! Тем не менее вновь принимаюсь за работу.
Недавно прочел Ваш очерк о Стравинском. Он убеждает меня в том (пусть все музыковеды и сам Жан Кокто обрушат на меня за это громы и молнии), что лучше всех говорят о музыке музыканты, особенно когда берут на себя труд изучить ее.
Соблаговолите передать выражение моего глубокого уважения г-же Ансерме.
Сердечно Ваш
Морис Равель
Г-жа Серт — не кто иная, как Мися Годебская, бывшая г-жа Эдвардс, хозяйка яхты «Эме»; Прюньер — главный редактор «Revue Musicale». Жорж Гю, известный композитор, член Академии, пользовался большим влиянием в музыкальных кругах. Его музыка исполнялась в Опере, в Комической Опере и во многих концертах.
28 июля Равель снова пишет м-ль Марно. Хозяйственные заботы перемешиваются с музыкальными делами, покупка лампы-фонаря и стаканов для воды упоминается наряду с сообщением о новой задержке постановки «Дафниса».