Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликтная ситуация - это противоречие в позициях людей, сопровождающееся сильной эмоциональной реакцией.
Структура конфликтной ситуации:
-участники (стороны),
- противоречие,
- условия протекания конфликта,
- образы конфликтной ситуации,
- педагогический потенциал.
Типы конфликта:
- межличностный,
- личностно-групповой.
Условия протекания конфликта:
Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Ее характеристики еще недостаточно изучены социальной психологией. Назовем две важнейшие группы условий:
1. Пространственно-временные (место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено).
2. Социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип, этап и уровень общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта).
Образы конфликтной ситуации:
|
|
1. Представления участников о себе (о своих потребностях, целях ценностях, возможностях и т.п.).
2. Представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и пр.).
3. Представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Именно различие в представлениях о ситуации (каждый видит ее по-своему) приводит к конфликту.
Возможны четыре исхода конфликта:
- подчинение,
- бегство (прерывание конфликтных действий),
- компромисс (взаимные уступки),
- интеграция (переосмысление ситуации, ее новое видение).
Продуктивными являются компромисс и интеграция, так как предполагают не победу одной стороны над другой, а взаимные усилия по нахождению общей позиции, общего взгляда, изменение ракурса, видения ситуации и как результат изменение отношения к ней и к себе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ
1. Общие сведения об учащемся:
- Ф. И. О., возраст;
- место обучения, профессия, специальность;
- состояние здоровья;
- состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.
Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.
2.Направленность личности учащегося:
- интересы учащегося вне учебного заведения: посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.;
- ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);
|
|
- независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);
- профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;
- самооценка, уровень притязаний.
Методы: беседа, тестирование.
3. Индивидуальная культура учащегося (опыт):
- уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;
- успеваемость по различным предметам;
- отношение к учёбе: дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий.
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Характеристика психических процессов учащегося:
- внимание — свойства: объём, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация);
- память — преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объём, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость;
- мышление — особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность;
- воля — выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость;
- эмоции — преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.;
- воображение — яркость представлений, пространственные представления.
Методы: тестирование, эксперимент, наблюдение.
5. Особенности темперамента, характера, способностей учащегося:
- темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов).
- характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера.
- способности (интеллектуальные, творческие).
Методы: тестирование, наблюдение.
6. Учащийся в структуре межличностных отношений:
- особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический);
- ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;
- особенности поведения в конфликтных ситуациях;
- положение учащегося в группе, его социометрический статус;
- способность к эмпатии;
- уровень агрессивности;
- коммуникативные и организаторские склонности;
- характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;
- участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность учащегося в коллективной деятельности.
Методы: тестирование, беседа, наблюдение.
7. Общие выводы и рекомендации по работе с учащимся:
- какие особенности личности учащегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;
|
|
- насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности-учащегося выбранной профессиональной деятельности;
- какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких следует воспрепятствовать;
- на какие сильные стороны личности учащегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие затрудняют процесс обучения;
- какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.
Примечание: при составлении психолого-педагогической характеристики учащегося следует использовать не менее двух психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ
1. Общие сведения об учебной группе:
- место обучения, какая группа, профессия, специальность;
- количество учащихся: число юношей и девушек;
- возраст учащихся;
- социальное положение семей учащихся, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семьях.
Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.
2.Направленность учебной группы:
- интересы учащихся вне учебного заведения: посещение кино, театров, музеев, выставок, спортивных секций, чтение литературы и т. д.;
- ценностные ориентации учащихся;
- профессиональная направленность учащихся: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), профессиональные склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения.
Методы: беседа, тестирование.
3. Индивидуальная культура (опыт) учащихся группы:
- уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;
- отношение учащихся к учёбе: отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий;
|
|
- успеваемость и дисциплинированность учащихся по различным предметам: перечислить фамилии успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, проанализировать причины создавшейся ситуации.
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Особенности межличностных отношений в учебной группе:
- официальная структура группы: отношение к общественным поручениям, распределение общественных поручений, качество их выполнения, характеристика членов актива группы, общественные дела группы и их направленность;
- неофициальная структура группы: неформальные лидеры, их индивидуально-психологические особенности, изолированные и нейтральные, причины изолированности; наличие микрогруппировок их состав, отношение между микрогруппировками;
- уровень развития группы: её организованность, ответственность, открытость (наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами, отношение к новым членам группы, "новичкам");
- психологический климат в группе: эмоциональная атмосфера, совместимость, срабатываемость, сплочённость членов группы;
- традиции в группе, проведение вечеров отдыха, праздников, дней рождений;
- особенности поведения учащихся в конфликтных ситуациях.
Методы: тестирование, беседа, наблюдение.
5. Общие выводы и рекомендации по работе с учебной группой и отдельных учащихся:
- насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащихся выбранной ими профессиональной деятельности;
- меры по улучшению дисциплины и успеваемости в группе;
- какие характеристики познавательных процессов, у каких учащихся требуют развивающего воздействия;
- приёмы по повышению сплочённости, срабатываемости членов группы и т. д.
Примечание: при составлении психолого-педагогической характеристики группы учащихся следует использовать не менее двух психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА ПО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Министерство образования и науки РФ
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
в г. Кемерово
ОТЧЕТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Студент _____________________________________________
ФИО
Группа ______________________________________________
Сроки практики________________
Место практики
Город: ________________________
Образовательное
Учреждение____________________
Руководитель практики
Итоговая оценка за
Педагогическую практику
____________________________
______________________________
Подпись
______________________________
. Кемерово