Характеристика американской модели менджмента

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является А. Файоль. Американ­цы Л. Гьюлик и Л. Урвик сделали многое для популяризации основ­ных положений данной школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Вследствие этого система управления в американских фирмах жестко организована. На структуру управ­ления здесь оказывают влияние различные факторы.

С одной стороны, это факторы роста масштабов производства, усложнения выпускаемой продукции, территориальной разобщен­ности, а с другой — факторы исторических особенностей форми­рования конкретных фирм.

Ранним американским фирмам была присуща трестовская ор­ганизация, поэтому и сейчас в таких известных компаниях, как «Дженерал моторе», «Крайслер», «Форд мотор», предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители таких предприятий полностью находятся в зависи­мости от руководителей производственных отделений. В функции производственного отделения входят распределение заказов меж­ду предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за выполне­нием таких общих функций, как планирование, управление каче­ством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.

В 1980-е гг. американский менеджмент претерпел значительные изменения, которые вызвали структурную перестройку и перерас­пределение полномочий при принятии управленческих решений. Все крупные компании на первый план выдвинули стратегическое планирование, которое является следствием разработки долгосроч­ных целей. Процветание компаний в современных рыночных от­ношениях требует разработки и внедрения принципиально новой продукции. Она должна не только отвечать потребностям рынка, но и быть приспособленной к законодательству в области регули­рования цен, контроля за привлечением инвестиций, охраны окру­жающей среды, энергосбережения.

Имеет свои особенности и американский стиль управления, поскольку:

• четко определена ответственность каждого работника;

• каждый руководитель отвечает лично за выполнение ди­рективно установленных показателей;

• зарубежные филиалы американских корпораций более сво­бодно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании;

• стратегическое планирование в американских фирмах со­средоточено на разработке конкурентных сегментов рынка, которые носят название стратегических центров хозяйство­вания (СЦХ). На первых этапах фирма исследует рынок с точки зрения нормы прибыли в перспективе и вне связи со своей текущей деятельностью. На втором этапе определятся конкурентоспособность фирмы.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

• наличие рынка;

• индустриальный способ организации производства;

• корпорация как основная форма предпринимательства.

Современная американская модель менеджмента ориентирова­на на такую организационно-правовую форму частного предпри­нимательства, как корпорация (акционерное общество), возник­шую еще в начале XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: